Для никелевых старых типов рассчитать просто. Скажем, традиционные НК или НЖ (никель-железные) с жидким электролитом заряжаются фиксированным током 1/4С за 6 часов. Герметичные, типов "НКГЦ" или "Д" - 14 часов током 1/10С. Были у меня пальчиковые КНГЦ-0,45, на которых было написано: 45мА, 16 часов. Отсюда, КПД процесса заряжания в пределах 62...71%.
А что у литиевых, есть у кого данные?
Для NiMh около 80...85%. Может и не для всех. Эти данные были сняты мной, когда тренировал такие аккумуляторы на хорошем заряднике, который показывал "залитую" ёмкость и "разрядную".
Но эта циферка же ещё зависит и от скорости зарядки/разрядки.
Для NiMh около 80...85%. Может и не для всех. Эти данные были сняты мной, когда тренировал такие аккумуляторы на хорошем заряднике, который показывал "залитую" ёмкость и "разрядную".
Но эта циферка же ещё зависит и от скорости зарядки/разрядки.
Посчитаем. 15 часов током 1/10 ёмкости при напряжении 1.5В. Получаем элемент со средним напряжением разряда 1.2В.
Например, Q=2,5Ач. Заряжаем - I=0,25A t=15ч, затратим Q=3,75Ач или 5.625Втч. кпд по заряду 2.5/3,75=0,67, по мощности 3/5.625=0.533, с учётом потерь 60% и 50%... А если заряжать 16 часов,...
У меня циферка реально измеренная, а не подсчитанная. Любой подсчёт - это всего лишь модель реального процесса, и, как любая модель, соответствует оригиналу с некоторой ошибкой. Так что, приводИте свою модель в согласие с опытом. Т.е. чтобы она подстраивалась под опыт, а не наоборот.
Кстати, в Вашем расчёте, что выше, есть ошибки, вернее, неправильно указанные цифры. Колупаться в нём подробно лень.
Для NiMh около 80...85%. Может и не для всех. Эти данные были сняты мной, когда тренировал такие аккумуляторы на хорошем заряднике, который показывал "залитую" ёмкость и "разрядную".
Но эта циферка же ещё зависит и от скорости зарядки/разрядки.
И существенно зависит, имхо. Смутно помню данные на NiMH варту размера АА (с их собственной этикетки). При токе 1С - время заряда не более часа, при этом в банке будет примерно 60% от номинальной емкости.
Да, еще. КПД - название условное. Тут речь не о мощности, речь о соотношении емкости в А*ч и тока. Этот параметр самый важный в практическом применении, он прямо влияет на время полного заряда.
Вообще-то я имел в виду химический КПД, как соотношение между закачанной в него и отданной им энергией.
Конечно, процент усвоения им электричества зависит от режимов зарядки. А процент отдачи - от скорости разряда. Т.е. и КПД плавает.
Тут все просто.
В тактическом смысле важен параметр времени зарядки.
Основная фаза (т.н. "форсированный заряд") для аккумуляторов всех типов идет в режиме фиксированного тока. Только никелевые "дополировываются" фиксированным током меньшего значения, а у гелевого свинца доводка идет при фиксированном напряжении. У лития примерно то же, как мне кажется. Это по классической схеме зарядки.
В конце процесса могут применяться ухищрения с перемежанием фаз заряда и разряда. Наблюдаю такое на своей Нокии 5800.
Я к чему веду.
Когда мы заряжаемся от розетки или автомобиля, кпд по мощности нас не волнует. Имеет значение кпд по току, то есть - сколько часов придется заряжать АКБ емкостью N от зарядника, выдающего ток M.
Это основная фаза, в течение которой в банку зальется львиная доля энергии. Экстремальные режимы типа "за один час" не берем.
И с этой точки зрения кпд по току интересен еще и тем, сколько мы потеряем при "переливании" заряда из одной банки в другую, в случае одинаковых банок.
У меня циферка реально измеренная, а не подсчитанная. Любой подсчёт - это всего лишь модель реального процесса, и, как любая модель, соответствует оригиналу с некоторой ошибкой. Так что, приводИте свою модель в согласие с опытом. Т.е. чтобы она подстраивалась под опыт, а не наоборот.
Кстати, в Вашем расчёте, что выше, есть ошибки, вернее, неправильно указанные цифры. Колупаться в нём подробно лень.
То есть Вы хотите опровергнуть законы термодинамики и изобрести вечный двигатель...
15 часов током 1/10 ёмкости при напряжении 1.5В. Получаем элемент со средним напряжением разряда 1.2В.
Мне тоже лень колупаться в элементарных ошибках.
Видать на этом форуме NiMh аккумуляторы принято заряжать от источника тока напряжением в 1 вольт... ггг
А чему удивляться если рекламируют солнечные батареи с кпд в 5% как последнее достижения науки и техники... смешно и грустно одновременно...
А теперь серьёзно: модер данного форума некомпетентен в вопросах об аккумуляторах. Все вопросы - на форуме об аккумуляторах http://www.azcompany.ru/forum/
Видать на этом форуме NiMh аккумуляторы принято заряжать от источника тока напряжением в 1 вольт... ггг
Вообще-то аккумуляторы заряжаются не напряжением, а током!!! А напряжение нужно лишь затем, чтобы "пропихнуть" этот ток в аккумулятор.
vladlat писал(а):
А чему удивляться если рекламируют солнечные батареи с кпд в 5% как последнее достижения науки и техники...
Вообще-то есть разные критерии оптимизации. КПД только один из них, важный, но не единственный.
Если хочется только КПД, то берем 30% кристаллы (хрупкие) и за бешенную цену, и пользуемся. Но в походе этот выбор уже не будет лучшим. Там важна неубиваемость.
В других случаях, важно что-то ещё. Так что, не стоит судить только по одному критерию. Поэтому, как ни странно, люди и продолжают работать над солнечными батареями.
Вообще-то аккумуляторы заряжаются не напряжением, а током!!! А напряжение нужно лишь затем, чтобы "пропихнуть" этот ток в аккумулятор.
А я разве не писал "от источника тока напряжением в"?
Так вот, продолжу Вашу фразу, чтобы она была корректной - напряжение данного источника будет всегда равным напряжению на заряжаемом аккумуляторе, а не то, что написано на источнике.
Т.е. если пишете, что акк. заряжается от источника 1.5В, то реально при зарядке напряжение будет меняться от 1 до примерно 1.4...1.5В. В среднем, 1.3...1.4В. Поэтому, когда считаете, сколько взял аккумулятор при зарядке, надо брать не 1.5, а, если быть точным, то интергал произведения тока на текущее напряжение по времени, но в среднем, напряжение можно принять где-то 1.3В. Вот тогда и циферки расчетов будут ближе к реальным, и не надо будет "петь песни" про вечный двигатель.
На самом деле, Vladlat, расслабьтесь, я тут умничаю не затем, чтобы Вам что-то доказать, а, скорее, для тех, кто это будет читать и может быть что-то полезное "намотает на ус".
Ха... Начнём с того что заряжаем то мы от источников с ФИКСИРОВАННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, иначе процесс заряда мы не сможем контролировать. Обычно это стабилизатор напряжения, а между ним и аккумулятором стоит СТАБИЛИЗАТОР ТОКА : в простейшем варианте это резистор. На нём должно быть падение напряжения? Должно. Стало быть уже напряжение выдаваемое стабилизатором напряжения будет БОЛЬШЕ напряжения аккумулятора! Стало быть УЖЕ больше 1.4В на банку! А падение напряжения у интегральных стабилизаторов тока больше 3 вольт. И кпд надо считать не только самого аккумулятора, а ВСЕЙ системы заряда. Иначе оно будет больше 100%... Более того: вы заметили что аккумуляторы при зарядке нагреваются? А ведь энергии на разогрев идёт примерно треть от общей энергии заряда. При быстром заряде её тратится ещё больше...
Обращаю внимание, речь мы ведем только об аккумуляторах. А не о потерях в зарядниках или где-то ещё.
Но если очень хотите, то прокомментирую и вопросы по заряднику, хотя они и уводят от темы.
vladlat писал(а):
Ха... Начнём с того что заряжаем то мы от источников с ФИКСИРОВАННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, иначе процесс заряда мы не сможем контролировать.
Бред. Причем тут контроль и требования стабильности напряжения? Это не связанные требования.
vladlat писал(а):
Обычно это стабилизатор напряжения,
Простите, обычно у кого?
Я такое решение рассматриваю, как неразумное и применять не шибко рекомендую, хотя и возможно так делать.
vladlat писал(а):
Обычно это стабилизатор напряжения, а между ним и аккумулятором стоит СТАБИЛИЗАТОР ТОКА : в простейшем варианте это резистор. На нём должно быть падение напряжения? Должно. Стало быть уже напряжение выдаваемое стабилизатором напряжения будет БОЛЬШЕ напряжения аккумулятора! Стало быть УЖЕ больше 1.4В на банку! А падение напряжения у интегральных стабилизаторов тока больше 3 вольт. И кпд надо считать не только самого аккумулятора, а ВСЕЙ системы заряда. Иначе оно будет больше 100%...
То система зарядки, что Вы привели, всего лишь один из вариантов построения системы. И вариант один из самых примитивных. Ведь можно же делать регуляторы и практически без падения напряжения между входом и выходом (импульсные). Можно ограничивать ток без потерь на резисторах. Можно контролировать процесс (напряжение и ток) с близкими к нулю энергозатратами, а потом уже схема контроля будет только подавать сигналы (т.е. информацию, а не поток мощности) на управление силовыми элементами.
Зачем Вы свели всё к примитиву (что, в принципе не страшно, это всего лишь Ваш уровень знаний в данной области, хуже, что Вы пытаетесь нас убедить, что это лишь единственный вариант), ведь есть гораздо более "продвинутые" способы решения задачи зарядки. Практически, можно сделать потери в электронике на уровне нескольких процентов от закачанной в аккумулятор мощности.
vladlat писал(а):
Более того: вы заметили что аккумуляторы при зарядке нагреваются? А ведь энергии на разогрев идёт примерно треть от общей энергии заряда. При быстром заряде её тратится ещё больше...
Откуда циферка про треть? С потолка? Почему у меня прибор показывал общие потери около 15% включая и эти тепловые? (которые, конечно же есть - внутреннее сопротивление никто не отменял)
Прибору то лапшу на уши не навешаешь, он "умные" форумы не читает.
Обращаю внимание, речь мы ведем только об аккумуляторах. А не о потерях в зарядниках или где-то ещё.
Но если очень хотите, то прокомментирую и вопросы по заряднику, хотя они и уводят от темы.
vladlat писал(а):
Ха... Начнём с того что заряжаем то мы от источников с ФИКСИРОВАННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, иначе процесс заряда мы не сможем контролировать.
Бред. Причем тут контроль и требования стабильности напряжения? Это не связанные требования.
vladlat писал(а):
Обычно это стабилизатор напряжения,
Простите, обычно у кого?
Я такое решение рассматриваю, как неразумное и применять не шибко рекомендую, хотя и возможно так делать.
vladlat писал(а):
Обычно это стабилизатор напряжения, а между ним и аккумулятором стоит СТАБИЛИЗАТОР ТОКА : в простейшем варианте это резистор. На нём должно быть падение напряжения? Должно. Стало быть уже напряжение выдаваемое стабилизатором напряжения будет БОЛЬШЕ напряжения аккумулятора! Стало быть УЖЕ больше 1.4В на банку! А падение напряжения у интегральных стабилизаторов тока больше 3 вольт. И кпд надо считать не только самого аккумулятора, а ВСЕЙ системы заряда. Иначе оно будет больше 100%...
То система зарядки, что Вы привели, всего лишь один из вариантов построения системы. И вариант один из самых примитивных. Ведь можно же делать регуляторы и практически без падения напряжения между входом и выходом (импульсные). Можно ограничивать ток без потерь на резисторах. Можно контролировать процесс (напряжение и ток) с близкими к нулю энергозатратами, а потом уже схема контроля будет только подавать сигналы (т.е. информацию, а не поток мощности) на управление силовыми элементами.
Зачем Вы свели всё к примитиву (что, в принципе не страшно, это всего лишь Ваш уровень знаний в данной области, хуже, что Вы пытаетесь нас убедить, что это лишь единственный вариант), ведь есть гораздо более "продвинутые" способы решения задачи зарядки. Практически, можно сделать потери в электронике на уровне нескольких процентов от закачанной в аккумулятор мощности.
vladlat писал(а):
Более того: вы заметили что аккумуляторы при зарядке нагреваются? А ведь энергии на разогрев идёт примерно треть от общей энергии заряда. При быстром заряде её тратится ещё больше...
Откуда циферка про треть? С потолка? Почему у меня прибор показывал общие потери около 15% включая и эти тепловые? (которые, конечно же есть - внутреннее сопротивление никто не отменял)
Прибору то лапшу на уши не навешаешь, он "умные" форумы не читает.
КАнешна при заряде в 15 часов током Q/10 потери только 15%... Головой когда начнём думать? 1/3 идёт на нагрев окружающей среды! А при зарядке в 1часовом режиме, когда аккумулятор заряжается на 60% - потери все 40%!
"Продвинутые зарядки" вроде тех что у вас рекламируются? Так их же китайцы делают! А они половину деталей либо вообще не ставят, либо заменяют перемычками, как в фильтрах питания для компьютеров, где нет ни конденсаторов, ни катушек индуктивности...
КАнешна при заряде в 15 часов током Q/10 потери только 15%... Головой когда начнём думать? 1/3 идёт на нагрев окружающей среды! А при зарядке в 1часовом режиме, когда аккумулятор заряжается на 60% - потери все 40%!
"Продвинутые зарядки" вроде тех что у вас рекламируются? Так их же китайцы делают! А они половину деталей либо вообще не ставят, либо заменяют перемычками, как в фильтрах питания для компьютеров, где нет ни конденсаторов, ни катушек индуктивности...
Зарядка качественная, сделана то-ли в ИзраИле, то ли в Штатах - уже не помню точно, для тестирования одного медицинского прибора.
Да и токи поболее, чем 1/10С, но это, к слову. Хотя, кстати, токи, полагаю, не являются определяющими для химического КПД зарядки, они, скорее, выявляют некоторые паразитные эффекты, например, нагрев, точность определения степени заряженности, "качество укладки" атомов в хим. реакции, скорость деградации акк. и т.д. Картинка то, если покопаться, будет гораздо сложнее.
Если тут есть специалисты в данном вопросе, именно, в профессиональной деятельности, а не на уровне чтения форумов, то было бы интересно, послушать что же действительно происходит в аккумуляторе, какие факторы более значимы, какими можно пренебречь и т.д. Желательно, на уровне, понятном для дилетантов.
В одном Вы правы, пора включить голову и прекратить бесполезный разговор. Зря Вы считаете других глупее себя, это не способствует общению.
Зарядка качественная, сделана то-ли в ИзраИле, то ли в Штатах - уже не помню точно, для тестирования одного медицинского прибора.
КНР... Кофемолки? ггг
Вы утверждаете что потери при разряде нулевые... У меня КПК, аккумулятор на 2.2Ач, при просмотре видео (заряда хватает на 5 часов) задняя стенка аккумуляторного отсека (стало быть и сам аккумулятор) ощутимо греется. Так что потери не нулевые!
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прилагать файлы к сообщениям Вы можете скачивать файлы
Форум Mobipower.ru - о солнечных батареях, аккумуляторах, зарядных устройствах, самоделках