Хочу создать интересную темку про типы аккумуляторов. Было бы интересно собрать весь багаж знаний у кого что есть по всем типам. И прийти к выводу, какие из перечисленных Ni-Mh, Li-Ion, LiMn2O4 или LiFePo4 все же лучше. Интересен именно опыт эксплуатации и реальные тесты на емкость, саморазряд, холод, токи заряда/разряда и т.п. Сам я тоже готов поделиться опытом. Пока мне известно следующее:
1.) Li-Ion. Рабочее напряжение 2,75...4,2 В, среднее 3,7 В. Емкость при размере 18650 колеблется от 2400 до 3000 мА (рассматриваю только качественный Li-Ion). Конкретно теряет емкость и проседает под нагрузкой при температуре ниже 0 градусов. Тестировал обычный ICR18650 на 2600 мА. Использовать при температуре -20 градусов нереально - сразу дохнет. Плюс мне Li-Ion не нравится кол-вом циклов заряд/разряд всего 500 и сроком эксплуатации 2-3 года. А после только выкидывать. Зато отличный показатель размер/емкость.
2.) Ni-Mh. Рассмотрю сразу качественный бренд Sanyo Eneloop. Рабочее напряжение 0,9...1,5 В, среднее 1,2 В. Емкость при размере 14500 равна честных 2000 мА. Очень хорошо ведут себя при -20 градусах. Также хорошая токоотдача - до 8 А отдадут спокойно (уже тестировал). Но я абсолютно не знаю, на сколько лет хватит аккамулов при правильной эксплуатации. А также ухудшаются ли характеристики и кол-во циклов при заряде выше 0 градусов, а разряде ниже 0 градусов токами 0,5...1 C. По даташиту их хватает на 1500 циклов. Очень низкий саморазряд! Хороший показатель размер/емкость.
3.) LiMn2O4. Рабочее напряжение такое же, как и у Li-Ion. Но рекомендуется заряжать до 4,1 В. Емкость будет 90-95%, зато значительно продляется количество циклов и срок службы! Т.е. вместо 500 циклов получаем 1500 циклов (читал статьи). Средняя емкость 1300...1600 мА при размере 18650. Очень хорошая токоотдача. Также аккумуляторы самобалансируются при заряде! Проверено на опыте, и я очень удивлен, что БЕЗ балансира при использовании аккумулятора из 14-ти последовательно соединенных банок (итого среднее напряжение 52 В) после примерно 50-ти циклов заряд/разряд разброс при разряде составляет минимум 2,8 и максимум 3,2 В на банку, а при заряде минимум 4,09, максимум 4,11 В на банку! Т.е. при заряде +/- 0,01 В. Замечу, я их специально не балансировал и не выбирал по емкости! За это им огромный плюс. Сейчас мною используются в электровелосипеде. Холод переносят даже хуже, чем Li-Ion. При температуре ниже 0 градусов становятся никакими. Например, при заморозке до -20 градусов и нагрузке всего 0,3 С напряжение просело с 4,1 В до 2 В почти сразу же. На тепле все восстановилось. Срок жизни пока мне неизвестен. Низкий саморазряд. Средний показатель размер/емкость.
4.) LiFePo4 A123. Рабочее напряжение 2,2...3,6 В, среднее 3,2 В. Емкость при размере 18650 примерно 1000 мА. Отлично ведут себя на холоде! Работают даже в -30 с просадкой до 2,5...2,7 В В при токе 0,5...1 С! Лично тестировал! Отличаются постоянным рабочим напряжением! Например, при разряде током 1С напряжение за 2...3 мин спадает до 3,2...3,3 В, потом держится на этой отметке и абсолютно не проседает где-то 50 минут, и затем оставшиеся 5...7 минут сначала медленно, потом быстро падает до 2,2 В и срабатывает защита на отключение. Огромное кол-во циклов до 2000, длительный срок жизни более 10 лет. Отлично отдают большие токи. Вплоть до 40C или 40 А и 70 А импульсно. Зарядка может происходить током в 4С или 4 А всего за 15 минут без потери их свойств и какого-либо вреда! ОЧЕНЬ низкий саморазряд - тоже проверял. Напряжение даже через месяц было 3,6 В. Из минусов самый плохой показатель размер/емкость. Зато в остальном одни плюсы.
Вот никак не могу выбрать среди этих всех типов. Li-Ion думаю отпадает. Ну не верю я в то, что эти аккамулы будут нормально работать в реальные морозы! А также их можно выкидывать в помойку уже через 2-3 года эксплуатации. Убеждаюсь в этом, т.к. уже похоронил много аккумуляторов от мобилы и ноутбуков. Ni-Mh sanyo eneloop вроде всем хороши, но неизвестны данные о реальном количестве циклов и времени жизни. NiMn2O4 тоже не хочу использовать по той же причине, что и Li-Ion. Хотя думаю, что по количеству циклов и времени жизни они лучше будут. На холоде ведут себя безобразно. А вот LiFePo4 всем хороши, но вес и размер, а также низкая емкость оставляют желать лучшего. Поэтому жду Ваших тестов и комментариев по эксплуатации известных Вам аккумуляторов. Аккумуляторы типа NiCd или SLA (свинцово-кислотные) в расчет не беру, т.к. они уже очень устаревшие, и характеристики у них очень примитивные.
Да, кислотные явно можно выкидывать. Правда, цена по данной ссылке немного высоковатая. Что мне нравится в LiFePo4 - так это высокий ток заряда и токоотдача. Я помню случайно закоротил медным проводом около 1 мм2 обычный аккумулятор 18650, так от провода ничего не осталось, он моментально пыхнул. Также планирую использовать эти аккумуляторы в светодиодных фонарях и буфере-накопителе, т.к. я любитель всяких походов и экстрима, иногда и в зимнее время. Вот только размер и вес меня немного напрягают. Если бы это был Li-Ion, то можно бы было получить в 3 раза большую емкость (Имею ввиду Вт/ч). Но зато невозможность использовать на морозе (а это очень важно для меня - особенно, в фонарях), можно выкидывать через 2-3 года, а также нельзя заряжать большими токами.
Если кого что интересует про LiFePo4, с удовольствием отвечу на вопросы. Ибо у меня уже есть аккамулы фирмы A123. 3 банки размера 26650 и 15 банок размера 18650. Покупал на ebay по дешевке. Причем вроде как не подделка, свои параметры держат четко. Вот только реальная емкость и 18650 равна 900...1000 мА, а у 26650 - 1900...2100 мА.
Еще как вздуваются. И сейчас тоже. И с нанотехнологией .
Говорю это как моделист и нештатный ремонтЁр при лаборатории авиамоделистов. Просто там задача и специфика другие. Задача- выжать из акков за 5-15 мин всё по полной программе. Специфика: разрядные токи от 5С до 50С. Заряжают, чтобы побыстрее от 2С и выше. Правда, последние 3-4 года уже все пользуют балансиры. Измерительные приборы почти презирают (тем более на борту в полете), веря заявленным китайским характеристикам. Забывают отключить питание после полета, а тем более "дров" и сажают акки в ноль. И т.д., и т. п.
Есть у меня такое подозрение, что разговор сведётся к изучению и использованию LiFePo4, т.к. Li-Ion уже всем понятен, а остальной литий - экзотика.
А искать информацию, по LiFePO4, думаю, стоит там, где этот тип актуален - у электровелосипедистов и т.д. А вот натягать у них полезных ссылок сюда будет хорошо.
Например,
1. "покупка литий-фосфата." http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,2596.0.html
2. один из магазинов http://www.ebike-bmsbattery.com/index.php?url=dispro.php%3Fid%3D73
Кстати, на ссылке сразу видно два типа упаковок этих акк. в виде цилиндра и в пластиковом пакете.
3. уже приводил ссылку на этот магазин http://www.batteryspace.com/
там есть несколько вариантов акк., сборок из них и электроники.
у меня в телефоне обнаружил лити полимерный акк вот не знаю эт настоящий плёночный полимер или геливый литий ион для понта обозваный полимером 1200 мА 3.7 вольт
по ощущениям держит полудше чем обычный литий, до этого была нокия 5800 с акком на 1200 и сама по себе слабее проц 400мгц протиы 720мгц нынешних и без видио ускарителя при аналогичном использовании жила сутки полтора нынешний тел живёт двое трое суток хатя мож тело лудше оптемизировано
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 9:25 Заголовок сообщения:
помогите разобраться. немного предистории. купил рацию UV-5R b и к ней блок под пальчиковые аккумы ААА. на данный блок есть такая инструкция
а теперь вопрос. объясните почему в этом блоке разрешается использовать 6 NiMh (7.2-8.4V) и не разрешается использовать 6 алкалиновых батарей, а всего лишь 5 (7.5V). по инструкции "Питание - Батарея Li-Ion 7,4 В / 1800 мАч". речь идет о полноценной работе рации (прием/передача)
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2823 Откуда: Москва
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 16:39 Заголовок сообщения:
rus48 писал(а):
помогите разобраться. немного предистории. купил рацию UV-5R b и к ней блок под пальчиковые аккумы ААА. на данный блок есть такая инструкция
а теперь вопрос. объясните почему в этом блоке разрешается использовать 6 NiMh (7.2-8.4V) и не разрешается использовать 6 алкалиновых батарей, а всего лишь 5 (7.5V). по инструкции "Питание - Батарея Li-Ion 7,4 В / 1800 мАч". речь идет о полноценной работе рации (прием/передача)
Может быть потому, что напряжение на 6ти батарейках оказывается примерно на 1.5..1.8 вольта выше, чем на акк. Это может как-то влиять на передатчик, он при большем напряжении отдает выше мощность.
А вообще, кто знает, что думали писавшие инструкцию вводя такое требование?
Зарегистрирован: Dec 09, 2011 Сообщения: 160 Откуда: Зеленоград
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 21:47 Заголовок сообщения:
nik34 писал(а):
Может быть потому, что напряжение на 6ти батарейках оказывается примерно на 1.5..1.8 вольта выше, чем на акк. Это может как-то влиять на передатчик, он при большем напряжении отдает выше мощность.
А вообще, кто знает, что думали писавшие инструкцию вводя такое требование?
Пдозреваю, что просто начинает глючить индикатор уровня заряда... Собственно, 6 штук аккумов на макс.напряжении 1.4В - это как раз ровно 8.4В - т.е. штатное максимальное напряжение родного литиевого аккума.
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6). Соответственно, с точки зрения девайса, который рассчитан МАКСИМУМ на 8.4В - караул, все плохо! :)))
Зарегистрирован: Feb 16, 2009 Сообщения: 245 Откуда: Рига/Инчукалнсский край, Латвия
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 23:05 Заголовок сообщения:
LeonidS писал(а):
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Зарегистрирован: Dec 09, 2011 Сообщения: 160 Откуда: Зеленоград
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 23:11 Заголовок сообщения:
vladlat писал(а):
LeonidS писал(а):
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Я про "литиевые элементы" вообще НИЧЕГО не говорил! :) Я чисто про обычные алкалиновые батарейки, никелевые аккумуляторы, и литиевые аккумуляторы :)
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Я про "литиевые элементы" вообще НИЧЕГО не говорил! Я чисто про обычные алкалиновые батарейки, никелевые аккумуляторы, и литиевые аккумуляторы
Ну я просто добавил, решил, так сказать, расширить Ваши познания... Я имел ввиду литиевые ПЕРВИЧНЫЕ элементы питания на основе МЕТАЛЛИЧЕСКОГО лития типоразмера АА и ААА.
Что же касаемо литий-ионных аккумуляторов, то я советую почитать статью Кастрация защищенных аккумуляторов Sanyo и Panasonic и небольшой ликбез по Li-ion на этом же сайте:
"В массовом производстве используются три класса Li-ion аккумуляторов (за основу взят материал катода, вторая буква в маркировке):
1) литий-кобальтовые LiCoO2 (самые распространенные, наиболее высокая емкость среди Li-Ion)
2) литий-марганцевые LiMnO2, LiMn2O4, LiNiMnCoO2 (более известные как высокотоковые (INR), способные отдавать в нагрузку токи 5-7С, по емкости обычно уступающие первым)
3) литий-феррум-фосфат LiFePO4 (недооцененные рынком отличные аккумуляторы, по всем параметрам бесспорно выигрывающие у первых двух типов, кроме рабочего напряжения и емкости, она еще ниже, чем у INR)
Как говорится, все три класса заточены под выполнение конкретных задач, имеют свои плюсы и минусы."
Ну я просто добавил, решил, так сказать, расширить Ваши познания... Я имел ввиду литиевые ПЕРВИЧНЫЕ элементы питания на основе МЕТАЛЛИЧЕСКОГО лития типоразмера АА и ААА.
Спасибо, конечно, за расширение моего кругозора (правда, я все это и так знаю :) - но какое отношение это имеет к вполне конкретному вопросу от rus48, на который, собственно, мы с Николаем и отвечали? О_о :)
собственно почему возник мой вопрос. пользовался UV-5R со штатным аккумом. но недавно прикупил Eneloop ААА как раз для пользования в боксе к UV-5R. но померяв напряжение со вставленными в блок аккумами и перечитав инструкцию как то побоялся использовать Eneloop в этой рации. не улыбается мне как то сжечь рацию по собственной глупости. а скоро весна и длительные выходы. так что вопрос для меня очень актуален.
еще бы нового вампирчика успеть к выходам приобрести. подозреваю что будет нужен вкупе с солнечной батареей
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прилагать файлы к сообщениям Вы можете скачивать файлы
Форум Mobipower.ru - о солнечных батареях, аккумуляторах, зарядных устройствах, самоделках