как она балансирует в процессе заряда: пытаясь шунтами держать одинаковое напряжение на банках или в самом конце, когда некоторые банки уже имеют 4.2В (как ImaxB6) ?
А это, пока сам не проверишь, совершенно науке не известно :) Те китайцы, которые делают описание товара в магазине, обычно сами понятия не имеют, как оно работает, поэтому написать могут все, что угодно :)
Сам я платки защиты/балансировки в розницу не покупаю, просто заказываю изготовление небольшой партии непосредственно на заводе - в этом случае, по крайней мере, я точно знаю, с какими именно параметрами получится (китайцы обычно еще и протокол тестирования присылают), но имел дело с платами обоих типов. В принципе, и то, и то - вполне рабочее. Но везде есть свои "нюансы" (см. ниже).
antropka писал(а):
Вот, в 5 раз дешевле вариант нашёл.
Если почитать отзывы/комментарии, то похоже на то, что здесь как раз есть "те самые нюансы" :) Т.е. защита срабатывает (наверное, из за предельного удешевления платы и использования менее точных компонентов) раньше положенного - в районе 4.02В на банку. А балансировка, скорее всего, здесь устроена по второму типу (т.е. когда напряжение достигает 4.2В, то начинаем излишек "стравливать") - поэтому до нее дело в принципе не доходит :(
Михаил, как она балансирует в процессе заряда: пытаясь шунтами держать одинаковое напряжение на банках или в самом конце, когда некоторые банки уже имеют 4.2В (как ImaxB6) ?
Леонид, пришёл к такому же выводу, как и ты. Параллельно подключать аккумуляторы можно, но зарядить их нереально Вернее заряжать будешь неделю.
Решил соединять последовательно. 12 аккумуляторов: 3s4p. И от прикуривателя худо-бедно заряжаться будет и от китайского блока питания 24В 8А, с DC-DC преобразователем до 12.6В.
Если интересно, ссылки могу кинуть.
Вампирчик тогда останется не у дел, но я ухожу с варианта 1s. Видел, что и ты пришёл к аналогичному выводу.
Осталась одна проблема - в плате BMS. Какую выбрать? В походных условиях нужна и отрубающая нагрузку по переразряду любого аккумулятора и балансирующая по перезаряду любого.
На али, в отзывах, нахожу только платы, отрубающие батарею от зарядника, но не балансирующие её. Хотя китайцы анонсируют и балансировку в описаниях.
Посоветуй плату? Ток у меня будет 7А на заряд и копеечный на разряд.
У меня есть аккум (панасоник 3400) на который я подал аж 30А. Сглючил старый, советский блок питания. Он был разряженным. Напряжение было намного выше 4.2. Так заряжался он минут 5. Аж оплётка на аккумуляторе поплавилась.
Дошло, что что-то не так, когда в соседней комнате почуял запах дыма. После этого "испытания" проверил ёмкость - оказалась 2800мА/ч. И работает до сих пор, дурилка картонная)
А на панасониках написано не превышать зарядный ток 1.6А.
Николай, а ты уверен, что для ЭТОГО аккумулятора ток заряда 12А (т.е. 3.5С!!!) - это "ничего особо криминального"? О_о В даташите (или в том, что обычно находится в инете как даташит для него) прямо не сказано, но в "альтернативных" данных там обычно фигурируют максимальные токи заряда сильно меньше (максимум, что я увидел, было 2С, т.е. не больше 7А - а остальные источники говорят про еще меньшие цифры
Так все же вопрос времени. Этот ток в десяток ампер реально будет несколько секунд, затем напряжение на акк. быстренько вырастет и ток упадет до приемлемого.
Моей задачей было показать порядок величины тока, т.е. не сотни ампер, а не более десятка. Да и то, кратковременно. Т.е. аккумулятору может это и не полезно, но он не взорвется "от щастья", что его покормили.
Считая, что разряженный акк. - это 3В, получим максимальный ток в начале заряда (4.2В-3В)/0.1 Ом = 12А.
Ничего особо криминального. А реальный ток будет еще меньше и будет падать по мере роста напряжения на акк. в процессе заряда.
Николай, а ты уверен, что для ЭТОГО аккумулятора ток заряда 12А (т.е. 3.5С!!!) - это "ничего особо криминального"? О_о В даташите (или в том, что обычно находится в инете как даташит для него) прямо не сказано, но в "альтернативных" данных там обычно фигурируют максимальные токи заряда сильно меньше (максимум, что я увидел, было 2С, т.е. не больше 7А - а остальные источники говорят про еще меньшие цифры
Интересно, какой ток возьмёт разряженный 18650-й аккумулятор, при подаче на него 4.2В ?
Скажем полупопсовый Panasonic 3400 ?
Кто-нибудь честно измерял?
Так все же легко считается.
Пусть у нас бесконечно мощный по току источник 4.2В.
Пусть внутреннее сопротивление аккумулятора 50...70мОм, плюс на контактах-проводах еще 30...50мОм. Т.е. в сумме около 0.1 Ома.
Считая, что разряженный акк. - это 3В, получим максимальный ток в начале заряда
(4.2В-3В)/0.1 Ом = 12А.
Ничего особо криминального. А реальный ток будет еще меньше и будет падать по мере роста напряжения на акк. в процессе заряда.
Интересно, какой ток возьмёт разряженный 18650-й аккумулятор, при подаче на него 4.2В ?
Скажем полупопсовый Panasonic 3400 ?
Кто-нибудь честно измерял?
Темное дело, однако :( Подозреваю, если источник достаточно мощный (т.е. не просядет и не вырубится), то дело кончится одним из двух:
а) Если аккум с защитой, то она сработает и отключит его.
б) Если без защиты - то знатно полыхнет! :)
Проверьте - вдруг еще что-то иное выйдет... Особенно интересно, конечно, про вариант без защиты! О_о :)
Ну, китайские хилые зарядники, втыкаемые в розетку, просто просаживают своё выходное напряжение при превышении нагрузки. Может и этот "current protection" работает также
Интересно, какой ток возьмёт разряженный 18650-й аккумулятор, при подаче на него 4.2В ?
Скажем полупопсовый Panasonic 3400 ?
Кто-нибудь честно измерял?
Если нет дополнительной расшифровки/пояснения, то стандартно - просто обозначение того факта, что схема не сгорит при превышении тока (и/или коротком замыкании), т.е. пользователю можно не слишком напрягаться на сей счет
Ну а самая простая (и дешевая, и наиболее часто встречаемая) реализация такой защиты - просто выключить схему из работы, если вдруг настали "тяжелые" условия...
Да, насчёт отрубания по току я и не подумал. А что означают слова "over current protection"? То, что зарядник отрубится при превышении 15А или то, что снизит выходное напряжение, чтоб ток остался 15А?
Неа, этот конкретный вряд ли поможет... Для того, чтобы использовать конвертер в качестве контроллера заряда, там должен быть ОГРАНИЧИТЕЛЬ по току, а здесь - всего-лишь ЗАЩИТА. Т.е. когда ток потребления станет больше 15А, то этот конвертер просто вырубится :(
antropka писал(а):
Итого - нужна простыня 20 Ватт, которая постоянно направлена на солнце. Для меня - это нереально. Это уже не отдых выходит, а садо-мазо какое-то))
20Вт здесь не особо помогут, а вот где-нибудь около 40Вт или даже поболее - уже более реалистично! :) Общая идея примерно в том же, как и у Вас: если нет возможности заряжаться на ходу (что у туристов-пешеходников действительно нереально), то надо пользоваться остановками (а также утренним временем, от восхода солнца и до отправления в путь). И пока есть возможность, постараться в буферный павербанк "наплюхать" побольше энергии :) Но требуется действительно мощная (но при этом легкая и КОМПАКТНО складываемая!!!) СБ - это главная проблема...
В принципе, пока лидер в этом направлении - СБ по технологии CIGS (насколько я помню, вполне можно купить СБ в районе 70Вт, при этом весом в 1кг) - но там уж больно "конский" ценник, такая СБ выйдет поболее 500 баксов :)
Я же вот пока решил в порядке эксперимента заказать опытные образцы на основе кристаллов SunPower (через недельку должны прислать) с весьма нетипичной для кетайцев "геометрией" панелек :) Т.е. у меня получится 35Вт "раскладушка" из 4-х (а не 6-ти, как это в 99% подобных СБ делается) панелек, причем размер панельки 270х190 мм. Вес всей СБ, по моим прикидкам, должен получиться около 550 грамм. Ключевой момент здесь РАЗМЕР панельки - он таки получается меньше, чем лист А4! А это уже открывает множество вариантов для простой и удобной защиты СБ от повреждений при перевозке, поскольку человечество наработало тыщу приблуд для защиты бумажных документов формата А4 :)))
6 Ваттная батарея влезает вокруг широко скрученной пенки. Могу заряжать целый день в движении. На стоянках снимать, расстилать и направлять на солнце. Более мощные - уже можно использовать только на стоянках.
Даже если и умудриться развешивать мощную в движении, то всё-равно это не спасёт - кроме 3 Ач телефона ещё нужно 2 Ач на камеру и 2 Ач на рации. Фотоаппарат и в/камера жрут мало, но тоже иногда просят зарядки.
Итого - нужна простыня 20 Ватт, которая постоянно направлена на солнце. Для меня - это нереально. Это уже не отдых выходит, а садо-мазо какое-то))
Даже если полагать потери на преобразователях примерно равными (хотя, в среднем, у понижающих КПД обычно на 5-10% получше выходит), остается еще один немаловажный источник потерь - провода и контакты/разъемы. Ими часто, по неопытности, пренебрегают - а зря!
И здесь, чем выше напряжение (и, соответственно, меньше ток) - тем меньше УДЕЛЬНАЯ доля такого рода потерь.
ЗЫ: 6Вт солнечная батарея - это, IMHO, по современным меркам, вообще "ниже плинтуса" Минимальная мощность СБ, с которой может начинаться сколько-нибудь рабочая система - хотя бы 10Вт...
У меня 6 Ваттная батарея. Если целыми днями уделять ей внимание как младенцу, то к вечеру получаю заряд вампирчика эквивалент полному заряду аккумулятору кпк - 3200 мАч. А телефон я высаживаю каждый день в ноль. Это при условии, что у телефона съёмный аккумулятор и заряжаю я его напрямик к вампирчику, не используя потери 5В - 4.2В в телефоне. Все новые телефоны со встроенными аккумуляторами. То есть сменив телефон, я потеряю ещё 25% КПД на схеме понижения в телефоне.
Но, в последнее время, стал таскать ещё кучу всего, кроме телефона. Самые жруны - это экшн камеры и рации.
Вариант 4S мне самому больше по душе, но вампирчик такое не воспринимает, а как powerbank он мне очень нравится, т.к. куча настроек на любые напряжения и показывает всё это на экранчике. Но ему нужна именно 1S сборка, а не 4S. Умел бы он быстро заряжаться от розетки - цены б ему не было.
А почему потерь на 4s меньше, чем на 1s?
nik34
Добавлено: Ср 13 Сен, 2017 20:19 Заголовок сообщения: Re: 10 штук 18650 и зарядка к ним.
antropka писал(а):
Предыстория такова: практически разочаровался в солнечных батареях
А может надо было брать батарею адекватную задаче? Т.е. помощнее.
Тому же телефону достаточно батареи ватт на пять.
Либо, может солнечная батарея не выдает заявленных характеристик?
Цитата:
Хочу запараллелить 10 штук 18650-х и использовать вампирчик и лягушку к нему для выдачи разных нужных напряжений.
Вариант со сборкой 12В Вам предложили выше. Вполне рабочий. И потерь суммарно меньше.
Цитата:
В моих путешествиях изредка получаю короткий доступ к розетке или прикуривателю в машине. Нужно только максимально быстро зарядить всё это.
Допустим ёмкость 10 штук - 30 А/ч. Время - 1 час, значит ток нужен 30 А, напряжение 4.2В.
Посоветуйте какую-то китайскую приблуду для этого? Допустим из 220В получить 4.2 и толстенным проводом к аккумуляторам. Или из 220 получить 12В 10А и уже преобразовывать в 4.2В.
Если пойти по этому пути, то продаются недорого блоки питания на 5В и большие токи. А от 5В можно питать кучу параллельных платок ЗУ на ТР5000, типа таких.
Они импульсные, ток каждой около 1А, в Китае рублей по 100.
Есть и более мощные, кажется на LT4002 (могу наврать). Есть и мощнее.
В моих путешествиях изредка получаю короткий доступ к розетке или прикуривателю в машине. Нужно только максимально быстро зарядить всё это.
Насчет прикуривателя - довольно часто там система не рассчитана больше, чем на 5А (элементарно просто предохранитель стоит - и вряд ли хозяин машины сильно обрадуется, когда он сгорит :) Это, естественно, не во всех машинах так, но и далеко не редкость...
Т.е. имеем безопасную доступную мощность около 60Вт - а дальше уже не все очевидно...
Что же касается 10 штук 18650 в параллель - на мой взгляд, это не самое удачное решение :) Лучше сделайте сборку 4S (из 8-ми или 12-ти 18650, т.е. 4S2P или 4S3P) - тогда можно пользоваться токами в 4 раза меньше при сохранении той же емкости. Эффективность от этого, скорее всего, даже увеличится. А в качестве приятного бонуса - можно воспользоваться всем зоопарком всевозможных автомобильных зарядок для гаджетов.
Саму сборку можно заряжать от любого универсального зарядника типа iMax B6 (есть также и бесчисленное количество его клонов) - даже самые маломощные дадут 5А тока зарядки (т.е. эквивалент 20А при параллельной сборке). И в нем есть балансировка, так что для BMS достаточно только защиты (что упрощает поиски платы BMS).
ЗЫ: Солнечная батарея, действительно, не всем и не везде подходит (в ряде случаев просто из-за склада характера человека :) Лично мне всегда на пару-тройку смартфонов/планшетов и прочей мелочи типа фонариков и фотиков моего комплекта Сол-500 общим весом в полкило вполне хватает даже в дождливую погоду - но ситуации (и люди, хе-хе) разные, согласен... :)
antropka
Добавлено: Вт 12 Сен, 2017 11:01 Заголовок сообщения: 10 штук 18650 и зарядка к ним.
Предыстория такова: практически разочаровался в солнечных батареях
Из за неё нужно дёргаться по 10 раз на дню - всё время держать в голове, что при удобном случае нужно её раскинуть, повернуть поровнее к солнцу, передвинуть от тени.
А результат - всего лишь всегда заряженный телефон и не более.
А если есть экшн камера, рации, фотоаппарат и видеокамера и не дай бог, кто-то из друзей попросит подзарядиться, то вся эта возня с солнечной батарей кажется мышиной.
Хочу запараллелить 10 штук 18650-х и использовать вампирчик и лягушку к нему для выдачи разных нужных напряжений. В моих путешествиях изредка получаю короткий доступ к розетке или прикуривателю в машине. Нужно только максимально быстро зарядить всё это.
В конце-концов машина Тесла заряжается за 15 минут на 80%. Не знаю как Маску удалось сделать такой зарядник, но хочется что-то подобное. Допустим не за 15 минут, а в 4 раза медленнее.
Допустим ёмкость 10 штук - 30 А/ч. Время - 1 час, значит ток нужен 30 А, напряжение 4.2В.
Посоветуйте какую-то китайскую приблуду для этого? Допустим из 220В получить 4.2 и толстенным проводом к аккумуляторам. Или из 220 получить 12В 10А и уже преобразовывать в 4.2В.