Хочу создать интересную темку про типы аккумуляторов. Было бы интересно собрать весь багаж знаний у кого что есть по всем типам. И прийти к выводу, какие из перечисленных Ni-Mh, Li-Ion, LiMn2O4 или LiFePo4 все же лучше. Интересен именно опыт эксплуатации и реальные тесты на емкость, саморазряд, холод, токи заряда/разряда и т.п. Сам я тоже готов поделиться опытом. Пока мне известно следующее:
1.) Li-Ion. Рабочее напряжение 2,75...4,2 В, среднее 3,7 В. Емкость при размере 18650 колеблется от 2400 до 3000 мА (рассматриваю только качественный Li-Ion). Конкретно теряет емкость и проседает под нагрузкой при температуре ниже 0 градусов. Тестировал обычный ICR18650 на 2600 мА. Использовать при температуре -20 градусов нереально - сразу дохнет. Плюс мне Li-Ion не нравится кол-вом циклов заряд/разряд всего 500 и сроком эксплуатации 2-3 года. А после только выкидывать. Зато отличный показатель размер/емкость.
2.) Ni-Mh. Рассмотрю сразу качественный бренд Sanyo Eneloop. Рабочее напряжение 0,9...1,5 В, среднее 1,2 В. Емкость при размере 14500 равна честных 2000 мА. Очень хорошо ведут себя при -20 градусах. Также хорошая токоотдача - до 8 А отдадут спокойно (уже тестировал). Но я абсолютно не знаю, на сколько лет хватит аккамулов при правильной эксплуатации. А также ухудшаются ли характеристики и кол-во циклов при заряде выше 0 градусов, а разряде ниже 0 градусов токами 0,5...1 C. По даташиту их хватает на 1500 циклов. Очень низкий саморазряд! Хороший показатель размер/емкость.
3.) LiMn2O4. Рабочее напряжение такое же, как и у Li-Ion. Но рекомендуется заряжать до 4,1 В. Емкость будет 90-95%, зато значительно продляется количество циклов и срок службы! Т.е. вместо 500 циклов получаем 1500 циклов (читал статьи). Средняя емкость 1300...1600 мА при размере 18650. Очень хорошая токоотдача. Также аккумуляторы самобалансируются при заряде! Проверено на опыте, и я очень удивлен, что БЕЗ балансира при использовании аккумулятора из 14-ти последовательно соединенных банок (итого среднее напряжение 52 В) после примерно 50-ти циклов заряд/разряд разброс при разряде составляет минимум 2,8 и максимум 3,2 В на банку, а при заряде минимум 4,09, максимум 4,11 В на банку! Т.е. при заряде +/- 0,01 В. Замечу, я их специально не балансировал и не выбирал по емкости! За это им огромный плюс. Сейчас мною используются в электровелосипеде. Холод переносят даже хуже, чем Li-Ion. При температуре ниже 0 градусов становятся никакими. Например, при заморозке до -20 градусов и нагрузке всего 0,3 С напряжение просело с 4,1 В до 2 В почти сразу же. На тепле все восстановилось. Срок жизни пока мне неизвестен. Низкий саморазряд. Средний показатель размер/емкость.
4.) LiFePo4 A123. Рабочее напряжение 2,2...3,6 В, среднее 3,2 В. Емкость при размере 18650 примерно 1000 мА. Отлично ведут себя на холоде! Работают даже в -30 с просадкой до 2,5...2,7 В В при токе 0,5...1 С! Лично тестировал! Отличаются постоянным рабочим напряжением! Например, при разряде током 1С напряжение за 2...3 мин спадает до 3,2...3,3 В, потом держится на этой отметке и абсолютно не проседает где-то 50 минут, и затем оставшиеся 5...7 минут сначала медленно, потом быстро падает до 2,2 В и срабатывает защита на отключение. Огромное кол-во циклов до 2000, длительный срок жизни более 10 лет. Отлично отдают большие токи. Вплоть до 40C или 40 А и 70 А импульсно. Зарядка может происходить током в 4С или 4 А всего за 15 минут без потери их свойств и какого-либо вреда! ОЧЕНЬ низкий саморазряд - тоже проверял. Напряжение даже через месяц было 3,6 В. Из минусов самый плохой показатель размер/емкость. Зато в остальном одни плюсы.
Вот никак не могу выбрать среди этих всех типов. Li-Ion думаю отпадает. Ну не верю я в то, что эти аккамулы будут нормально работать в реальные морозы! А также их можно выкидывать в помойку уже через 2-3 года эксплуатации. Убеждаюсь в этом, т.к. уже похоронил много аккумуляторов от мобилы и ноутбуков. Ni-Mh sanyo eneloop вроде всем хороши, но неизвестны данные о реальном количестве циклов и времени жизни. NiMn2O4 тоже не хочу использовать по той же причине, что и Li-Ion. Хотя думаю, что по количеству циклов и времени жизни они лучше будут. На холоде ведут себя безобразно. А вот LiFePo4 всем хороши, но вес и размер, а также низкая емкость оставляют желать лучшего. Поэтому жду Ваших тестов и комментариев по эксплуатации известных Вам аккумуляторов. Аккумуляторы типа NiCd или SLA (свинцово-кислотные) в расчет не беру, т.к. они уже очень устаревшие, и характеристики у них очень примитивные.
Да, кислотные явно можно выкидывать. Правда, цена по данной ссылке немного высоковатая. Что мне нравится в LiFePo4 - так это высокий ток заряда и токоотдача. Я помню случайно закоротил медным проводом около 1 мм2 обычный аккумулятор 18650, так от провода ничего не осталось, он моментально пыхнул. Также планирую использовать эти аккумуляторы в светодиодных фонарях и буфере-накопителе, т.к. я любитель всяких походов и экстрима, иногда и в зимнее время. Вот только размер и вес меня немного напрягают. Если бы это был Li-Ion, то можно бы было получить в 3 раза большую емкость (Имею ввиду Вт/ч). Но зато невозможность использовать на морозе (а это очень важно для меня - особенно, в фонарях), можно выкидывать через 2-3 года, а также нельзя заряжать большими токами.
Если кого что интересует про LiFePo4, с удовольствием отвечу на вопросы. Ибо у меня уже есть аккамулы фирмы A123. 3 банки размера 26650 и 15 банок размера 18650. Покупал на ebay по дешевке. Причем вроде как не подделка, свои параметры держат четко. Вот только реальная емкость и 18650 равна 900...1000 мА, а у 26650 - 1900...2100 мА.
Еще как вздуваются. И сейчас тоже. И с нанотехнологией .
Говорю это как моделист и нештатный ремонтЁр при лаборатории авиамоделистов. Просто там задача и специфика другие. Задача- выжать из акков за 5-15 мин всё по полной программе. Специфика: разрядные токи от 5С до 50С. Заряжают, чтобы побыстрее от 2С и выше. Правда, последние 3-4 года уже все пользуют балансиры. Измерительные приборы почти презирают (тем более на борту в полете), веря заявленным китайским характеристикам. Забывают отключить питание после полета, а тем более "дров" и сажают акки в ноль. И т.д., и т. п.
Есть у меня такое подозрение, что разговор сведётся к изучению и использованию LiFePo4, т.к. Li-Ion уже всем понятен, а остальной литий - экзотика.
А искать информацию, по LiFePO4, думаю, стоит там, где этот тип актуален - у электровелосипедистов и т.д. А вот натягать у них полезных ссылок сюда будет хорошо.
Например,
1. "покупка литий-фосфата." http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,2596.0.html
2. один из магазинов http://www.ebike-bmsbattery.com/index.php?url=dispro.php%3Fid%3D73
Кстати, на ссылке сразу видно два типа упаковок этих акк. в виде цилиндра и в пластиковом пакете.
3. уже приводил ссылку на этот магазин http://www.batteryspace.com/
там есть несколько вариантов акк., сборок из них и электроники.
у меня в телефоне обнаружил лити полимерный акк вот не знаю эт настоящий плёночный полимер или геливый литий ион для понта обозваный полимером:) 1200 мА 3.7 вольт
по ощущениям держит полудше чем обычный литий, до этого была нокия 5800 с акком на 1200 и сама по себе слабее проц 400мгц протиы 720мгц нынешних и без видио ускарителя при аналогичном использовании жила сутки полтора нынешний тел живёт двое трое суток хатя мож тело лудше оптемизировано
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 9:25 Заголовок сообщения:
помогите разобраться. немного предистории. купил рацию UV-5R b и к ней блок под пальчиковые аккумы ААА. на данный блок есть такая инструкция
а теперь вопрос. объясните почему в этом блоке разрешается использовать 6 NiMh (7.2-8.4V) и не разрешается использовать 6 алкалиновых батарей, а всего лишь 5 (7.5V). по инструкции "Питание - Батарея Li-Ion 7,4 В / 1800 мАч". речь идет о полноценной работе рации (прием/передача)
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2745 Откуда: Москва
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 16:39 Заголовок сообщения:
rus48 писал(а):
помогите разобраться. немного предистории. купил рацию UV-5R b и к ней блок под пальчиковые аккумы ААА. на данный блок есть такая инструкция
а теперь вопрос. объясните почему в этом блоке разрешается использовать 6 NiMh (7.2-8.4V) и не разрешается использовать 6 алкалиновых батарей, а всего лишь 5 (7.5V). по инструкции "Питание - Батарея Li-Ion 7,4 В / 1800 мАч". речь идет о полноценной работе рации (прием/передача)
Может быть потому, что напряжение на 6ти батарейках оказывается примерно на 1.5..1.8 вольта выше, чем на акк. Это может как-то влиять на передатчик, он при большем напряжении отдает выше мощность.
А вообще, кто знает, что думали писавшие инструкцию вводя такое требование?
Зарегистрирован: Dec 09, 2011 Сообщения: 128 Откуда: Зеленоград
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 21:47 Заголовок сообщения:
nik34 писал(а):
Может быть потому, что напряжение на 6ти батарейках оказывается примерно на 1.5..1.8 вольта выше, чем на акк. Это может как-то влиять на передатчик, он при большем напряжении отдает выше мощность.
А вообще, кто знает, что думали писавшие инструкцию вводя такое требование?
Пдозреваю, что просто начинает глючить индикатор уровня заряда... Собственно, 6 штук аккумов на макс.напряжении 1.4В - это как раз ровно 8.4В - т.е. штатное максимальное напряжение родного литиевого аккума.
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6). Соответственно, с точки зрения девайса, который рассчитан МАКСИМУМ на 8.4В - караул, все плохо! :)))
Зарегистрирован: Feb 16, 2009 Сообщения: 246 Откуда: Рига/Инчукалнсский край, Латвия
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 23:05 Заголовок сообщения:
LeonidS писал(а):
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Зарегистрирован: Dec 09, 2011 Сообщения: 128 Откуда: Зеленоград
Добавлено: Чт 31 Мар, 2016 23:11 Заголовок сообщения:
vladlat писал(а):
LeonidS писал(а):
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Я про "литиевые элементы" вообще НИЧЕГО не говорил! :) Я чисто про обычные алкалиновые батарейки, никелевые аккумуляторы, и литиевые аккумуляторы :)
А вот у алкалайновых батареек максимальное напряжение уже где-то 1.5-1.6В на штуку (причем, скорее ближе к 1.6).
А Вы не спутали напряжение с ЭДС? Рабочее напряжение у них где-то 1,3-1,4 В. У литиевых первичных элементов или, как Вы их именуете - "батареек" ЭДС вообще 1,8 В... Я о FR6 и FR03...
Я про "литиевые элементы" вообще НИЧЕГО не говорил! Я чисто про обычные алкалиновые батарейки, никелевые аккумуляторы, и литиевые аккумуляторы
Ну я просто добавил, решил, так сказать, расширить Ваши познания... Я имел ввиду литиевые ПЕРВИЧНЫЕ элементы питания на основе МЕТАЛЛИЧЕСКОГО лития типоразмера АА и ААА.
Что же касаемо литий-ионных аккумуляторов, то я советую почитать статью Кастрация защищенных аккумуляторов Sanyo и Panasonic и небольшой ликбез по Li-ion на этом же сайте:
"В массовом производстве используются три класса Li-ion аккумуляторов (за основу взят материал катода, вторая буква в маркировке):
1) литий-кобальтовые LiCoO2 (самые распространенные, наиболее высокая емкость среди Li-Ion)
2) литий-марганцевые LiMnO2, LiMn2O4, LiNiMnCoO2 (более известные как высокотоковые (INR), способные отдавать в нагрузку токи 5-7С, по емкости обычно уступающие первым)
3) литий-феррум-фосфат LiFePO4 (недооцененные рынком отличные аккумуляторы, по всем параметрам бесспорно выигрывающие у первых двух типов, кроме рабочего напряжения и емкости, она еще ниже, чем у INR)
Как говорится, все три класса заточены под выполнение конкретных задач, имеют свои плюсы и минусы."
Ну я просто добавил, решил, так сказать, расширить Ваши познания... Я имел ввиду литиевые ПЕРВИЧНЫЕ элементы питания на основе МЕТАЛЛИЧЕСКОГО лития типоразмера АА и ААА.
Спасибо, конечно, за расширение моего кругозора (правда, я все это и так знаю :) - но какое отношение это имеет к вполне конкретному вопросу от rus48, на который, собственно, мы с Николаем и отвечали? О_о :)
собственно почему возник мой вопрос. пользовался UV-5R со штатным аккумом. но недавно прикупил Eneloop ААА как раз для пользования в боксе к UV-5R. но померяв напряжение со вставленными в блок аккумами и перечитав инструкцию как то побоялся использовать Eneloop в этой рации. не улыбается мне как то сжечь рацию по собственной глупости. а скоро весна и длительные выходы. так что вопрос для меня очень актуален.
еще бы нового вампирчика успеть к выходам приобрести. подозреваю что будет нужен вкупе с солнечной батареей
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прилагать файлы к сообщениям Вы можете скачивать файлы
Форум Mobipower.ru - о солнечных батареях, аккумуляторах, зарядных устройствах, самоделках