Всё о мобильной энергии, солнечных батарея, ветряках и другой электроники Обсуждение солнечных батарей, вертяков, генераторов и другой электроники
 
  Регистрация | Войти На главную Добавить статью Форум Поиск  RSS Наш твиттер Контакты 22 января 2021, Пятница  
MobiPower.ru
 О сайте
 Новости
 солнце
 термоэлектричество
 механика
 аккумуляторы
 освещение
 электроника
 прочее (экзотика)
 новинки рынка
 Сделай сам
 Обзоры и тесты
 Библиотека
 Форум
 Ссылки
 Контакты

Новости на e-mail
Подписаться на e-mail рассылку новых статей сайта Mobipower.ru



Вампирчики...
...размножаются здесь:
Мобильный блок питания "Вампирчик-Цифра" v.7
Мобильный блок питания "Вампирчик-Цифра" v.7

3 200 руб.
Солнечная батарея Suaoki на полугибких элементах SunPower
Солнечная батарея Suaoki на "полугибких" элементах SunPower

3 500 руб.

Информация



Новое на форуме

Батарея на крыше авто
Автор: LeonidS
18.01.2021 в 19:15

Техническое обсуждение ВЦ7 (+альт. прошивка)
Автор: nik34
09.01.2021 в 23:46

Топливные элементы
Автор: plumber27
24.11.2020 в 06:51

АКБ греется
Автор: nik34
15.10.2020 в 23:15

Сборка батареи для электромотоцикла
Автор: nik34
11.10.2020 в 10:54

Преобразователь с 12В на 8,4В
Автор: nik34
08.07.2020 в 11:26

Неужели ОН и правда столько жрет?
Автор: Grao
16.06.2020 в 15:45

Сол-1000 - модульная и масштабируемая электростанция
Автор: nik34
31.05.2020 в 13:39

Модульный накопитель
Автор: nik34
29.05.2020 в 22:56

Вопрос по фото.
Автор: Гость
11.03.2020 в 09:09

Перейти на форум

Сейчас на сайте
121 человек

в т.ч. гостей: 121
пользователей: 0

Всего: 1171

Это может быть полезно


Поделиться этой страницей в:

   FAQFAQ   Поиск на форумеПоиск на форуме    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   Личные сообщенияЛичные сообщения   ВходВход 

Зарядка литиевой батареи электровелосипеда от солнца

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Конструкции и самоделки
Автор Сообщение
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Сб 23 Май, 2015 9:35    Заголовок сообщения: Зарядка литиевой батареи электровелосипеда от солнца
 Ответить с цитатой

Требуется построить самодельный зарядник, работающий по принципу CC/CV, чтобы не портить батарею. Напрашиваются три варианта:
1. Солнечная панель собирается с напряжением выше напряжения батареи и подходящей мощности, чтобы при максимальном солнце она давала те же 2 ампера, которые дает родной зарядник, тогда останется только добавить ключ-отсекатель для защиты от перезаряда.
2. Панель стандартная на 12 вольт плюс полноценный повышающий зарядник. В таком случае можно кроме солнца использовать любой источник - автомобильный генератор, ветряк и т.п. Но схема будет намного сложнее.
3. Обычный регулируемый повышающий блок, но тогда это будет только CV. Я не уверен, что это не критично для батареи, энергия солнца используется не так эффективно, кроме того, там нет индикатора окончания заряда. Зато ничего разрабатывать не надо!
В готовом виде я ничего, кроме последнего варианта, не нашел, а сам не справлюсь, нужна подсказка грамотных инженеров.
Можно еще поставить инвертор на 220 вольт плюс стандартный зарядник, но это уже совсем через Владивосток получается Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik34



Зарегистрирован:
Mar 23, 2008
Сообщения: 2745
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс 24 Май, 2015 8:10    Заголовок сообщения: Re: Зарядка литиевой батареи электровелосипеда от солнца
 Ответить с цитатой

vacvvm писал(а):
Требуется построить самодельный зарядник, работающий по принципу CC/CV, чтобы не портить батарею. Напрашиваются три варианта:
1. Солнечная панель собирается с напряжением выше напряжения батареи и подходящей мощности, чтобы при максимальном солнце она давала те же 2 ампера, которые дает родной зарядник, тогда останется только добавить ключ-отсекатель для защиты от перезаряда.
2. Панель стандартная на 12 вольт плюс полноценный повышающий зарядник. В таком случае можно кроме солнца использовать любой источник - автомобильный генератор, ветряк и т.п. Но схема будет намного сложнее.
3. Обычный регулируемый повышающий блок, но тогда это будет только CV. Я не уверен, что это не критично для батареи, энергия солнца используется не так эффективно, кроме того, там нет индикатора окончания заряда. Зато ничего разрабатывать не надо!
В готовом виде я ничего, кроме последнего варианта, не нашел, а сам не справлюсь, нужна подсказка грамотных инженеров.
Можно еще поставить инвертор на 220 вольт плюс стандартный зарядник, но это уже совсем через Владивосток получается Wink

Первый вариант мне нравится больше всего, т.к. не имеет никаких преобразователей. А каждый преобразователь - это потери.
Т.е. подбираете сол.бат. таким образом, чтобы ее рабочее напряжение было равно конечному при зарядке аккумулятора и просто подключаете сол.бат. к акк. И дальше просто ждете, пока напряжение поднимется до нужного.
Думаю, так и не дождетесь, надоест Wink , т.к., чтобы реально насчитывать на приемлемую по времени зарядку аккумулятора для электротранспорта, нужно иметь сол.бат. мощностью в десятки-сотни ватт. А это весьма объемная и тяжелая штука, которую Вам, скорее всего, таскать не захочется. Wink
Поиграться же с сол.бат. - это пожалуйста., будет даже полезно, чтобы оценить реальные возможности солнечной зарядки применительно к велосипеду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Пн 17 Окт, 2016 14:43    Заголовок сообщения: Re: Зарядка литиевой батареи электровелосипеда от солнца
 Ответить с цитатой

nik34 писал(а):

Первый вариант мне нравится больше всего, т.к. не имеет никаких преобразователей. А каждый преобразователь - это потери.
Т.е. подбираете сол.бат. таким образом, чтобы ее рабочее напряжение было равно конечному при зарядке аккумулятора и просто подключаете сол.бат. к акк. И дальше просто ждете, пока напряжение поднимется до нужного.
Думаю, так и не дождетесь, надоест Wink , т.к., чтобы реально насчитывать на приемлемую по времени зарядку аккумулятора для электротранспорта, нужно иметь сол.бат. мощностью в десятки-сотни ватт. А это весьма объемная и тяжелая штука, которую Вам, скорее всего, таскать не захочется. Wink
Поиграться же с сол.бат. - это пожалуйста., будет даже полезно, чтобы оценить реальные возможности солнечной зарядки применительно к велосипеду.

Равно конечному подобрать можно, но тогда при малом солнце заряжать не будет совсем. Проще выбрать напряжение повыше, а под нагрузкой оно все равно просядет до нужного. Предполагаю собрать из 24 готовых китайских панелек по 6v 3.5w, покрытых прозрачной эпоксидкой по схеме 8s3p. Получается 48v 1.7a. Для полного заряда аккумулятора 36v 10ah понадобится примерно 8 часов, конечно, если постоянно ориентировать панель перпендикулярно солнцу.
Я это давно придумал, но пока так и не заказал, потому что они довольно дорогие, около 5 баксов за штуку, всего выходит 120 баксов не считая каркаса и зарядника. Но собираюсь все-таки сделать.
Идея похода по пустыне на электробайке меня все еще привлекает. Днем и ночью ставить палатку, а ехать утром и вечером, когда светло и не жарко. Каркас собираюсь сделать в виде съемного тента над головой, плюс придется заменить ножку на что-то более устойчивое, иначе велик просто завалится от ветра. Но это все решаемо.
Но защитная схема для солнечного зарядника все равно нужна, на привале, дома или на стоянке велосипед вполне может стоять на солнце много часов, а то и дней. Да и изначально батарея может быть полностью заряжена. Литиевые батареи при избыточном заряде легко испортить.
Так что вопрос не снят. Посоветуйте простую схему со входным напряжением 45-50v и подстраиваемым максимальным выходным 42-44v. Если не CC/CV, то хотя бы просто защитный ключ на мощном полевике, типа реле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik34



Зарегистрирован:
Mar 23, 2008
Сообщения: 2745
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср 19 Окт, 2016 10:04    Заголовок сообщения: Re: Зарядка литиевой батареи электровелосипеда от солнца
 Ответить с цитатой

vacvvm писал(а):
Равно конечному подобрать можно, но тогда при малом солнце заряжать не будет совсем. Проще выбрать напряжение повыше, а под нагрузкой оно все равно просядет до нужного.

Если и выше, то процентов на 15...20, не более, чтобы компенсировать снижение напряжения сол.бат. при нагреве и от слабого света.
От снижения освещенности рабочая точка снижается совсем немного - на десяток процентов, поэтому слишком сильно увеличивать напряжение сол.бат. смысла нет.

Цитата:
Предполагаю собрать из 24 готовых китайских панелек по 6v 3.5w, покрытых прозрачной эпоксидкой по схеме 8s3p. Получается 48v 1.7a.

Лучше найдите панели ватт на 10 на текстолите. Будут "куски" большего размера - меньше паек, удобнее работать.

Цитата:
Для полного заряда аккумулятора 36v 10ah понадобится примерно 8 часов, конечно, если постоянно ориентировать панель перпендикулярно солнцу.

Учтите коэффициент оптимизЪма эдак 2...3. Wink

Цитата:
Я это давно придумал, но пока так и не заказал, потому что они довольно дорогие, около 5 баксов за штуку, всего выходит 120 баксов не считая каркаса и зарядника. Но собираюсь все-таки сделать.

Начните с маленькой батареи. Заодно, оцените возможности в реале.

Цитата:
Но защитная схема для солнечного зарядника все равно нужна, на привале, дома или на стоянке велосипед вполне может стоять на солнце много часов, а то и дней. Да и изначально батарея может быть полностью заряжена. Литиевые батареи при избыточном заряде легко испортить.
Так что вопрос не снят. Посоветуйте простую схему со входным напряжением 45-50v и подстраиваемым максимальным выходным 42-44v. Если не CC/CV, то хотя бы просто защитный ключ на мощном полевике, типа реле.

Сами же и написали решение - компаратор, реле. Делается "на коленке" за полдня.
Готовых схем я не знаю, может что-то и есть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Сб 29 Окт, 2016 13:45    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

Ключ на биполярном транзисторе я бы сделал, даже без компаратора обойдусь, делитель на потенциометре и стабилитрон. Пока напряжение не превышено - стабилитрон закрыт, транзистор открыт - и все дела!
Но с мощными полевиками я никогда дела не имел, поэтому и спрашиваю, как его включать и какой выбрать. Полевик лучше, у него сопротивление почти нулевое, охлаждать не придется и потерь меньше.
Есть еще одна идея: взять обычный зарядник от розетки и найти в нем точку, к которой можно подключить внешний источник постоянного тока. Если его схема позволяет, конечно. Но это будет тоже не самый универсальный вариант, от 12 вольт автомобиля не зарядишься.
Панели по 10 ватт выходят почему-то дороже на ватт. Видимо, маленькие паяются из более дешевых обрезков. Между собой готовые панели спаять уже не проблема, главное, что сами они герметично залиты.
Насчет сначала маленькой батареи - последую совету, закажу панельки не 3 по 8, а просто 8 последовательно, даже без ключа, можно будет оценить, каков будет реальный ток, и каков коэффициент оптимизЪма Wink
Еще вопросик почти по теме. Обычный зарядник для электровелика, от розетки, дает всего 2 ампера, а более мощные непропорционально дороги.
Можно ли поставить два одинаковых дешевых зарядника CC/CV в параллель, не будет ли между ними конфликта?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik34



Зарегистрирован:
Mar 23, 2008
Сообщения: 2745
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб 29 Окт, 2016 21:29    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

vacvvm писал(а):
Ключ на биполярном транзисторе я бы сделал, даже без компаратора обойдусь, делитель на потенциометре и стабилитрон. Пока напряжение не превышено - стабилитрон закрыт, транзистор открыт - и все дела!

На стабилитроне добиться точных порогов вряд ли получится.
Рекомендую использовать управляемый "стабилитрон" типа TL431.

Цитата:
Но с мощными полевиками я никогда дела не имел,

А что мешает попробовать?
Хотя бы, для начала, найти какую-нибудь книжку для начинающих по электронике. Wink

Цитата:
поэтому и спрашиваю, как его включать

Как и обычный транзистор.
Только учесть следующие моменты:
- не базу(затвор) подается не ток, а напряжение. (ток в затворе - нулевой)
- полевик открывается после того, как напряжение на затворе станет выше некоторого порога, обычно у мощных около 2..4В.
- лучше подавать примерно от 5 до 10В
- подавать на затвор выше 20В не стоит - обычно это предел пробоя затвора.
- можно подавать напряжение на затвор любой полярности - при неправильной полевик просто останется закрытым.
- у почти всех полевиков между К-Э (сток-исток) есть паразитный диод. на работу он обычно не влияет, но стоит учитывать, что он есть.

Цитата:
и какой выбрать.

Как и обычный биполярный:
- по максимальному напряжению КЭ (сток-исток)
- по максимальному току
- по сопротивлению открытого канала.
Это если работать в статике.
Если полевик надо быстро переключать, то надо учитывать его емкость затвора, обычно она весьма велика - у мощных - несколько наноФарад.

Поглядите даташит на какой-нибудь типовой полевик, скажем, IRF540. Там все основные параметры написаны на первой же странице.

Цитата:
Есть еще одна идея: взять обычный зарядник от розетки и найти в нем точку, к которой можно подключить внешний источник постоянного тока. Если его схема позволяет, конечно.

Последнее предложение ключевое.

Цитата:
Можно ли поставить два одинаковых дешевых зарядника CC/CV в параллель, не будет ли между ними конфликта?

В большинстве случаев можно - они же гальванически развязаны от сети. Но гарантий давать не буду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Вс 30 Окт, 2016 1:42    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

Спасибо за отличную идею!
TL431 - гениальная вещь.
В открытом состоянии напряжение на нем около 2 вольт, а для открытия IRF540 нужно минимум 4. Можно подать его прямо c катода на затвор!
Когда напряжение превысит опорное, TL431 откроется, а MOSFET закроется.
Но придется делить не только измеряемое напряжение, на катод TL431 нельзя давать больше 36 вольт, а на затвор IRF540 - больше 20.
Поставлю обычный стабилитрон для ограничения напряжения катода и затвора.
Итого:
1 стабилитрон на 5-12 вольт
2 резистора
1 точный потенциометр
1 TL431
1 IRF540
Все, схема готова! Поместится на кусочке макетной платы.
Осталось только рассчитать значения резисторов.
Черт, нам же надо отсекать по напряжению на нагрузке, а не на входе!
При закрытом ключе там будет больше, чем надо, и ключ останется закрытым.
Ничего, как-нибудь выкручусь.
Кстати, как размещать на этом форуме схемы? Нарисовать проще, чем описывать схему словами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik34



Зарегистрирован:
Mar 23, 2008
Сообщения: 2745
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс 30 Окт, 2016 21:03    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

vacvvm писал(а):
Кстати, как размещать на этом форуме схемы? Нарисовать проще, чем описывать схему словами.

Разместить картинку в любом месте в интернете и здесь дать на нее ссылку.
В крайнем случае, прислать мне на почту http://www.mobi-power.ru/kont1.htm и я прицеплю здесь.
----
Я бы не стал напрямую управлять полевиком через TL431. Лучше через промежуточный мелкий транзистор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Пн 31 Окт, 2016 20:54    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

Промежуточный транзистор все равно понадобится, даже два, а лучше вообще оптопара.
Ведь измеряемое напряжение находится на клеммах батареи, поэтому анод TL431 будет на стоке полевика, а напряжение на затвор надо подавать от истока, то есть от минуса солнечной панели.
На каком сайте обычно размещают такие файлы и в каком формате?
Могу нарисовать от руки и сфотографировать телефоном, но это как-то неправильно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Пн 31 Окт, 2016 20:55    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

Оптопару можно извлечь из любого дохлого зарядника от розетки на 5-12 вольт, там необходима развязка, поэтому оптопара обязательно есть. (Я даже видел гениальный вариант на одном транзисторе, если не считать саму оптопару за транзистор. Высоковольтный транзистор и автогенератор на трансформаторе). Можно и купить, РС817, они копеечные, но радиорынков у нас нет, а ждать 2 месяца доставки...
TL431 я таки заказал, мне в старом железе не попадались, а они еще копеечнее, 50 штук - за 80 центов, включая доставку!
Полевик самый подходящий по цене и параметрам - IRF3205, но 540 тоже подойдет, греться не должен.
Самый критичный по нагреву элемент - защитный диод, на нем падение напряжения велико, ток тоже чем больше, тем лучше (от панели зависит, но лучше взять с запасом).
Поставлю диод Шоттки в корпусе ТО-220 на маленький радиатор.
Как соберу и опробую, закину фото и схему на Гугль драйв и дам ссылку.
Но сначала придется дождаться солнечных панелек из Китая, без них нечего опробовать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vacvvm



Зарегистрирован:
Feb 05, 2012
Сообщения: 18
Откуда: Иерусалим

СообщениеДобавлено: Вт 01 Ноя, 2016 5:42    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

Я вообще сомневаюсь, нужен ли защитный диод в такой схеме.
Солнечная панель сама себе диод, точнее много последовательно соединенных диодов.
Напряжение обратного пробоя одного солнечного элемента - около 20 вольт. Напряжение батареи велосипеда - максимум 42, но чтобы они все пришлись на один элемент, его обратный ток должен быть резко ниже остальных. Можно решить эту проблему, зашунтировав панели одинаковыми высокоомными резисторами, чтобы их сбалансировать.
И все, никакого греющегося мощного диода.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik34



Зарегистрирован:
Mar 23, 2008
Сообщения: 2745
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср 02 Ноя, 2016 17:21    Заголовок сообщения:
 Ответить с цитатой

vacvvm писал(а):
Промежуточный транзистор все равно понадобится, даже два, а лучше вообще оптопара.

Если гальваническая развязка не нужна, то обычно проще без нее.

Цитата:
На каком сайте обычно размещают такие файлы и в каком формате?
Могу нарисовать от руки и сфотографировать телефоном, но это как-то неправильно.

Почему же неправильно? Как раз, нарисовать и сфоткать часто самый простой путь.
Формат обычно jpg или gif.
А вот где размещать не знаю - где угодно, хоть на своих страничках в соц.сетях. Я обычно размещаю либо у себя на другом сайте и здесь даю ссылку, либо прицепляю здесь к сообщению напрямую, но, к сожалению, последний вариант доступен только админам сайта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Форум об электронике, зарядке аккумуляторов, солнечных батареях, вопросы по теме "сделай сам".
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Конструкции и самоделки Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прилагать файлы к сообщениям
Вы можете скачивать файлы


Форум Mobipower.ru - о солнечных батареях, аккумуляторах, зарядных устройствах, самоделках
 

Количество подписчиков на RSS
Загрузка страницы: 0,06 секунды