Cайт, "Активинфо", совместно с Петербургской «Альпиндустрией» проводит исследование возможностей солнечных батарей в походе. Для проведения опытов мы обратились к известному в мире туризма человеку, Владимиру Пашкову, который проживает в Петрозаводске. Опыты проходили в апреле 2009 года в Беларуси. Применялась батарея, выпущенная в 2008 году.
Поделиться этой страницей в:
Начнём с потребностей туриста в походе
Собираясь в поход предполагаешь наличие некоторых сложностей и лишений на маршруте, таких как отсутствие привычной сети переменного тока. Современный человек стал энергозависимым. Итак хочется:
- чтоб в приёмнике GPS всегда были заряженные аккумуляторы, - чтоб цифровой фотоаппарат был в "боевой готовности" в любое время, - чтоб свет на велосипеде мог работать вечерами хотя бы час, - чтоб вечером/ночью мог отойти от костра/из палатки со "своим светом" - чтоб сотовый телефон хоть иногда, но бывал готов к работе.
Теперь о возможностях.
Из доступных источников электроэнергии в походе можно назвать несколько: - велогенератор на колесе (в том числе динамо-втулка) - солнечная батарея (СБ) - электросеть в стационарных жилищах человека - магазин с батарейками.
Каждый из источников имеет свои достоинства и недостатки. В данной статье рассмотрим вопросы использования 12-ти вольтовой солнечной батареи SILVA SOLAR II.
Батарея состоит из 28-ми кремниевых элементов размещённых на двух шарнирно соединённых панелях. Размер в открытом состоянии 810х270х15мм. Максимальная паспортная мощность батареи 4.75Вт (13.6В х 350мА). На 62-й широте (Петрозаводск) только 4 Вт. Солнечным днём батарея выступает как 12-ти вольтовая бортовая сеть авто. Разъём для подключения потребителей сделан в виде гнезда автомобильного прикуривателя.12-вольтовый стандарт позволяет использовать стандартные же зарядные устройства для зарядки с/т, аккумуляторов для GPS, фотоаппарата... Вес батареи 400 г.
Немного цифр.
За день жизни в походе:
- приемник GPS может "съесть" пару аккумуляторов АА 1700мАч (2*1.2*1.7=4.08Втч), - фотоаппарат тоже готов посадить пару АА 2000мАч (4.8Втч), - час работы велофары (у всех по-разному, мой случай: ~3 Втч), - налобный фонарь питаю от ААА гальванических элементов, заряжать не буду. - сотовый телефон сядет за 4..5 суток (3.6*0.9/4=0,72 Втч)
Итого потребление в день: ~12 Втч (9 Втч без фары).
Теперь учтём, что при зарядке аккумулятору нужно "передать" энергии в 1.6 раза больше, чем позже сможешь взять из него, а также КПД стабилизаторов тока (у импульсных 60..80%), то от СБ потребуется энергии 12*1.6/0,6=32 Втч (24 Втч без фары). Это около 7-ми часов работы батареи. Вроде всё отлично.
Проблема лишь в том, что для обеспечения "стандартного" режима зарядки разряженного аккумулятора требуется целых 16 часов (!) Столько солнца не бывает. Остаётся использовать "ускоренный" способ зарядки.
Пример практического применения.
Следить за положением батареи в велопоходе "на ходу" неудобно. Именно поэтому батарея не всегда выдавала "всё положенное". В майском велопоходе по солнечной Беларуссии батарея располагалась на клапане "штанов" в положении "лицом вверх" и практически всегда освещалась боковым солнцем. К счастью, лесных дорог в Беларуссии совсем мало и погода стояла солнечная. Пальчиковые аккумуляторы АА емкостью от 1700до 2300 мАч заряжались через импульсный стабилизатор тока на 240 мА (кстати, вполне подойдёт регулируемый драйвер питания светодиодов, например LuxDrive 03021-D-E).
За время 10-ти дневного путешествия полную зарядку, похоже, иногда получали только малоёмкие аккумуляторы. Несмотря на это, запасаемой "солнечной" энергии хватало для обеспечения работы GPS-приёмника и двух фотоаппаратов (по 60..70 снимков в день с каждого). Т.е. солнечная батарея SILVA SOLAR II на апрельском солнце Беларуссии вырабатывала примерно до 20 Втч в день.
Попытки заряжать ещё чего-либо не допускались из-за банального дефицита энергии. На днёвке, разумеется, есть возможность более эффективно использовать солнце. Только надо будет каждые час-полтора подходить, поворачивать/переставлять батарею.
Некоторые выводы
"Дармовая" солнечная энергия соблазнительна. Однако, получение её сопряжено с некоторыми неудобствами.
1. Кремниевая батарея это всё же хрупкое изделие, требующее бережного обращения. 2. Требуется постоянная ориентация батареи "на солнце" или бОльшая площадь поверхности. 3. Нужна солнечная погода. 4. Значительно удобнее использовать аккумуляторы допускающие ускоренный заряд (Li-Ion например)
Стояла плохая погода, на небе луна погасла.. или как ведет себя батарея в не очень солнечный день.
Плохи у батареи дела, когда нет прямого солнца. В солнечный день она может дать до 4 Вт (у нас) А если солнце в дымке, то остаётся один/полтора... Вот, например, для мобилки: 5в*300мА=1.5Вт надо. Это только-только! Т.е. надо стоять и следить за солнцем. Это очень неудобно. В "малосолнечную" погоду батарею лучше из рюкзака вообще не доставать - одна суета.
Солнечная батарея конечно же не может всегда быть основным источником электроэнергии в велопоходе. Но при уверенности в хорошей погоде, открытой дороге и запланированных днёвках она в состоянии справиться с этой задачей!
История вопроса
В своей жизни я использовал ещё пару батарей тоже кремниевых. Одна была совсем маленькая (по площади), а вторая БСК-1 была выпущена ещё в 80-е годы, и очень слабенькая. Прогресс налицо! Эфективность солнечных элементов заметно возросла. Площадь БСК-1 примерно в 1.5 раза больше чем у SILVA SOLAR II. И при этом мощность БСК-1 всего 1 Ватт(!). Так что у солнечных батарей есть будущее. Или, по крайней мере, может быть.
Активинфо благодарит Петербургскую Альпиндустрию за помощь в проведении исследования батареи.
Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II | 4 Комментария
Спасибо за проявленный интерес
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.
Re: Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II Разместил: vladlat Дата: 05.12.2010
810х270х15мм. Максимальная паспортная мощность батареи 4.75Вт (13.6В х 350мА)
============================
То есть кпд меньше 3%? Нужны ли такие СБ? Для зарядки мобильных телефонов и GPS-навигаторов. И всё. Думаю что пока кпд будет меньше 25%, "овчинка выделки не стоит". Ну чем вы в турпоходе нетбуки заряжать будете хотя бы со стандартной 3х-элементной батареей в 25Втч (3х3.7Вх2.2Ач)? Я уж не говорю об 9ти-элементной в 73,3Втч (3х3х3.7Вх2.2Ач)... Приведённая в статье СБ даже для заряда "батареи" КПК в 3.7Вх2.2Ач не годится! Придётся либо покупать щелочные "батарейки" типа АА ( например, одну из лучших по результатам тестов Varta High Energy, а лучше D элементы), либо брать http://mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=256 или Портативный аккумулятор XP18000 http://mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=248
Re: Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II Разместил: vladlat Дата: 05.12.2010
Кстати, это любопытно:
"Итак, итоги эксперимента по сравнению зарядки КПК от 4хАА аккумуляторов через повышающий преобразователь на MАХ608 и на прямую от тех же аккумуляторов.
Эксперимент с альтернативными зарядками/аккумами (Пост #5628527)
Исходные данные:
КПК Ipaq6815 (аккумулятор 1530мА*ч 3,7В)
аккумуляторы NiMH Camelion 2100мА*ч (реальная емкость 2000-2050мА*ч)
преобразователь по схеме (см.рис)
Методика:
КПК первоначально разряжался, подключался к преобразователю (или аккумуляторам напрямую) и регистрировался конец заряда (до 99%), далее КПК снова разряжался и т.д.
зарядка первичных аккумуляторов осуществлялась на зарядной станции Maxa MH-C9000 током 700мА
Итоги:
через преобразователь полностью заряженных акков хватило на 153% заряда КПК (100+53)%
напрямую акков хватило на 200+% заряда, т.е. на две зарядки и емкость еще осталась: в конце второго заряда напряжение на акках было в пределах 1,13-1,15В на элемент.
Остаточная емкость, измеренная на станции при токе разряда 300мА до напряжения 0,9В составила 70-120мА*ч
некоторое разночтение между теоретической заряженной емкостью акка КПК 1530х3,7=5,6Вт*ч (два раза) и емкостью 4хАА аккумуляторов 4х1,25х2000=10Вт*ч можно объяснить несколько меньшей реальной емкостью аккумулятора КПК
Re: Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II Разместил: vladlat Дата: 05.12.2010
Хотя можно и так http://mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=206
Re: Тест-драйв Солнечной батареи Silva Solar II Разместил: niver Дата: 22.12.2010
Фигня какая-то. Автор указывает размеры в раскрытом состоянии 810х270х15 мм, хотя по мануалу ее реальные размеры 360х270х15 мм.
Silvia Solar Manual
Верить дальше цифрам автора? Хотя, шведы народ серьезный.