Простая зарядка для аккумуляторов мобильных телефонов и GPS-приемников. Как зарядить аккумулятор.
Дата: 27.05.2008
Раздел: Сделай сам


Зарядник для сотового телефонаМобильная зарядка из шагового двигателя.








В походе, путешествии, на рыбалке, в отрыве от цивилизации, путешественники и туристы зачастую испытывают проблемы с зарядкой аккумуляторов для своих мобильных телефонов, радиостанций, GPS-навигаторов. Приходится пользоваться всей этой радиоаппаратурой весьма ограниченно и экономно, а так же иметь большой запас запасных батарей и аккумуляторов. А отсутствие надежной связи весьма серьезно сказывается на безопасности. Случись что - и помощь оперативно не вызовешь.

Решить проблему с электропитанием можно за счет небольшого генератора, позволяющего подзаряжать аккумуляторы мобильника, рации, GPS-приемника. В готовом виде подобные миниэлектрогенераторы не продаются, к сожалению. Но можно изготовить их самостоятельно и без особых затрат.

Во время разборов своего железного барахла (которого у каждого самодельщика немерянно), мне на глаза попался небольшой двигатель от старого принтера, в свое время разобранного. Это т.н. шаговый двигатель. Он представляет из себя ротор из многополюсного очень сильного магнита и статора из нескольких катушек. В обычном режиме такой двигатель работает как бы шагами, поворачивая свой вал на определенное число градусов (для управления им требуется специальная микросхема). Однако, именно благодаря наличию в нем сильных магнитов, такой двигатель прекрасно работает и как генератор!

Зарядник для сотового телефона из шагового двигателя

Я решил проверить свой двигатель, подключив в его обмоткам вольтметр и амперметр. При вращении со скоростью всего 1-2 оборота в секунду двигатель выдал 60 вольт напряжения и 60 мА тока короткого замыкания. Т.е. работал как генератор, мощностью примерно 3,5 Ватта! И из него может получиться отличный генератор для подзарядки аккумуляторов мобильника или радиостанций.

Аккумуляторы малой емкости, которые применяются в мобильниках, навигаторах и рациях, как правило имеют емкость в 1000 – 2000 мА*часа. Т.е. 1-2 А*Ч. Напряжение у них различное. У литий-ионовых аккумуляторов телефона это как правило 3,7 Вольта, у пальчиковых аккумуляторов никель-магниевых размера АА – 1,5 Вольта. Для ормальной зарядки аккумулятора на него требуется подавать постоянное или импульсное напряжение с зарядным током, рекомендуемым для данного типа аккумулятора. Поскольку аккумулятор накапливает энергию посредством химических реакций, то очевидно, что для ее нормального течения требуется какое то время. Оно и обуславливает зарядный ток аккумулятора. Превышать этот ток не рекомендуется, иначе аккумулятор может выйти из строя. Это необходимо учитывать, подбирая шаговый двигатель для своей походной зарядки.

К счастью, шаговый двигатель в режиме генератора вырабатывает переменный ток, который легко преобразовать с помощью простого трансформатора небольших размеров. Можно применить и т.н. широтно-импульсный преобразователь (почти такой же, как и в блоке питания компьютера). Наиболее приемлемый способ определяется, опять же, шаговым двигателем, который вы будете использовать. Зачастую вообще не требуется никаких преобразователей, достаточно просто поставить 1-2 диодных моста и пару конденсаторов. Т.е. сделать классический выпрямитель.

Где взять шаговый двигатель? Вот только несколько способов добыть шаговый мотор малой мощности: Старые принтеры, сканеры, плоттеры; дисководы 5,25 дюймов, совершенно вышедшие из употребления, старые жесткие диски. В конце концов, его можно купить на развалах старья на радиорынках или новый. Т.е. стать обладателем шагового двигателя – совершенно не проблема.

Двигатель необходимо проверить. Его вал при вращении руками должен прокручиваться небольшими толчками (это эффект залипания, свойственный генераторам с постоянными магнитами). Если закоротить все выводы двигателя между собой, прокрутить вал станет значительно сложнее. Значит двигатель хороший, генерит. Точнее его характеристики снимите с помощью вольтметра и амперметра.

Проще будет все рассмотреть на примере.

В мобильных телефонах стоят аккумуляторы на 3,7 вольта с емкостью 1000 мА*ч. (емкость можно уточнить, вынув аккумулятор, она указывается производителем). Значит, для полноценной зарядки такого аккумулятора требуется подавать на него напряжение примерно 4 В с током 300 мА в течении 3-х часов. Т.е. мощность генератора должна быть 4 В х 0,3 А = 1,2 Ватта. (Ток заряда можно увеличить, сократив время заряда, однако аккумуляторы этого не любят).

Если ваш шаговый двигатель выдает такую мощность, все в порядке, можно сделать походное зарядное устройство. Если мощность мотора меньше (незначительно), то просто зарядка будет длиться дольше. Если мощность больше, то стоит ее использовать не всю, что бы не вскипятить аккумулятор.

Теперь осталось придумать, как нам раскрутить наш генератор.

Зарядник для сотового телефона из шагового двигателя

В самом простейшем случае это придется делать нам самим. Для этого на ось генератора - шагового двигателя надеваем небольшой дебаланс. Подбор удачного дебаланса - процесс творческий. Обычно это просто какой то диск у которого срезан небольшой сегмент. Или отверстие для крепления просверлено не по центру диска. Если начать покачивать такой генератор с дебалансом из стороны в сторону, то дебаланс начнет вращаться и крутить вал генератора. Таким способом удобно заряжать аккумуляторы во время движения.

На привале можно попытаться задействовать ветряк. Для получения от ветряка мощности в 2-3 Ватта вполне будет достаточно пропеллера с диаметром 50 см при ветре 3-4 м/секунду.

Однако подавляющее большинство путешественников предпочитают устраивать привал в тихих, а не ветреных местах. Например в лесу. Не лезть же на макушку елки за ветром. Тут можно заставить немного поработать на вас силу тяжести.

Известно, что потенциальная энергия тела, поднятого над землей, составляет величину равную произведению mgh=P. Где m - масса тела (кг), g = 9,8 М/с2, h – высота М. На само деле, человечество не зная этих формул давным давно «припахало» силу тяжести. Любые башенные часы и кухонные ходики работают именно на ней, на силе тяжести. Гиря постепенно опускается вниз и крутить шестеренки часов. Примерно такой же способ можно задействовать и в данном случае.

Наш аккумулятор требует для своей зарядки энергии в 3,7 В х 1 А = 3,7 Ватт*часа. Поскольку процесс зарядки длится часа 3, значит наш генератор должен выдавать примерно 1,2 Ватт на протяжении 3 часов (10.000 секунд). Что бы он выдавал эту мощность, сила тяжести должна совершить работу в 1,2 х 10,000 = 12.000 Джоулей. С учетом КПД возьмет 15.000 Дж, с запасом. Откуда мы возьмем эту энергию?

Возьмем большой обрубок бревна (камень, мешок с землей, канистра с водой и пр и др), весом примерно 50 Кг. И поднимем его на высоту 2 метра (можно с помощью блока или простого полиспаста). Этот груз будет иметь энергию в 50 х 9,8 х 2 = 980 Дж. Маловато… Придется поднимать его раз 15…

Если этот груз рухнет на землю за 1 секунду, то он выдаст мощность в 980 Ватт. Нам ее не надо, не освоить. Груз должен спукаться минут 10 (600 сек.). Тогда его мощность будет 1,6 Ватта. То, что нам надо. Потребуется, конечно сделать какой то редуктор, замедляющий падение груза вниз, по типу часового. Зато дежурный по ночному костру за свою смену поднимет эту «гирю» раз 15-20 - и аккумулятор заряжен под завязку. Заодно и не заснет на посту. А уж как согреется!

Можно придумать еще множество способов привода генератора. Например, поставить его на колесо от коляски и катить его во время движения. В босоногом детстве так многие из старшего поколения развлекались, в безкомпьютерную и безтелефонную эпоху. (Эх! Сколько киловатт энергии пропало!). Если рядом река - можно ее заставить поработать, пустив по течению бревнышко с привязанной веревкой. Пусть генератор крутит не сила тяжести, а сила воды. И т.д. и т.д. и т.д.

Константин Тимошенко





Реклама:



Бет Бум



Это статья с сайта: Всё о мобильной энергии - солнечные батареи и другая электроника для туристов
https://www.mobipower.ru

URL этой статьи:
https://www.mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=70