Добавлено: Сб 07 Мар, 2009 17:21 Заголовок сообщения: Покритикуйте решение
Задача была следующая - опеспечить в походе электропитание (мобильники, фотоаппараты, рации, спутниковый телефон). Поскольку устройств много и разных, за стандарт была принята автозарядка. К тому же "электрик я ненастоящий" и сложные схемы мне не по зубам. От этого и шел. Итого: 15вт санчарджер + 4.5 ач свинцовый аккумулятор + автомобильный тройник + автозарядки у кого какие есть + универсальный ansmann (заряжает любые литий-ионные аккумуляторы и пальчиковые АА и ААА). Получилось так:
Выход от солнечной батареи втыкаем в один из разъемов тройника - в течение ходового дня на катамаране заряжаем, на ночь - втыкаем в тройник потребителей. Или заряжаем прямо на ходу, успользуя аккумулятор как буферный. Это все теоретически. Есть ли ошибки в решении? Сразу оговорюсь - данное решение придумывалось для большой группы, т.е. общий вес не был критичен.
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2820 Откуда: Москва
Добавлено: Сб 07 Мар, 2009 19:55 Заголовок сообщения: Re: Покритикуйте решение
Вполне рабочее решение.
Можно только обратить внимание на следующие моменты.
1. Контроль напряжения на аккумуляторе, чтобы не перезаряжать и не слишком разряжать. Допустимый диапазон примерно от 10 до 13.8В. Т.е. взять с собой простенький тестер.
Можно даже увеличить ёмкость аккумулятора.
2. Если на воде, то стоит прикрыть батарею полиэтиленчиком. Иначе она будет постоянно мокрая и может идти эррозия проводом, т.к. они под напряжением.
3. Из практики. Вижу у Вас штекер(папу) от батареи в прикуриватель. Если покупные, от китайцев, то советую проверить ещё дома подпайку проводов в разъёмах. Провод очень часто плохо закреплён и шевелится, и, со временем, отламывается.
Кстати №2. Если у Вас много "пальчиков", то их будет иногда энергетически выгодней заряжать сразу от солнечной батареи, а потом уже доводить до полной в заряднике. Т.к. КПД зарядника достаточно низок и он больше половины переводит в тепло. Да и долго заряжает.
Добавлено: Вс 08 Мар, 2009 8:27 Заголовок сообщения:
Цитата:
Вполне рабочее решение.
Спасибо!
Цитата:
Допустимый диапазон примерно от 10 до 13.8В. Т.е. взять с собой простенький тестер.
Да, тестер берем. Я правильно понимаю, что аккумулятор нужно отцеплять при достижении напряжения 13.8В?
Цитата:
Можно даже увеличить ёмкость аккумулятора.
Запас, конечно, не помешает никогда. Пока попробуем обойтись 4.5 и разъяснительной работой на предмет "тот, кто крутит музыку на мобильниках - заряжается в ближайшей деревне"
Цитата:
Если на воде, то стоит прикрыть батарею полиэтиленчиком.
Да, пленочка будет.
Цитата:
Вижу у Вас штекер(папу) от батареи в прикуриватель.
Это вариант для фотосессии От автозарядки кенвудовской рации. Рабочий вариант сделан из провода с 5.5мм разъемом от сдохшего блока питания буфера Acmepower A20 (кстати, никому не рекомендую - прожил неделю) и собственноручно припаяным папой от автозарядки. Рабочий вариант длиной 1.5 метра, без изысков в виде спиральки.
Цитата:
Там тоже выбран такой же зарядник, как у Вас.
Я этот Ansmann еще в прошлом году присмотрел, как наиболее подходящий вариант. Кстати, даже письмо вам писал, спрашивал совета Ответили тогда, что да, интересный вариант. Вот и прикупил.
И отдельное спасибо за продвижение данной темы в сети! Без инфы с вашего сайта у меня бы вряд ли что-то путнее придумалось и получилось.
P.S. Еще раз голосую за 12В литий-ионный буфер на 5-7 ач и выходом на автозарядку!
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2820 Откуда: Москва
Добавлено: Вт 10 Мар, 2009 8:10 Заголовок сообщения:
Trianon писал(а):
Да, тестер берем. Я правильно понимаю, что аккумулятор нужно отцеплять при достижении напряжения 13.8В?
Да, примерно. Это напряжение немного варьирует от температуры, тока зарядки. Подробнее можно глянуть здесь http://www.vampirchik-sun.nm.ru/interes1/akk/akk_casil.chm. На сайт, откуда взят этот текст, пожалуй, лучше не заходить - почему-то мой антивирус "ругается", когда загружаю его страницу.
Trianon писал(а):
Цитата:
Можно даже увеличить ёмкость аккумулятора.
Пока попробуем обойтись 4.5 и разъяснительной работой на предмет "тот, кто крутит музыку на мобильниках - заряжается в ближайшей деревне"
Смысл увеличения ёмкости был не в запасе, а в том, что процессы зарядки-разрядки будут более медленные. Т.е. меньше нужно следить, да и испортить большой аккумулятор, заряжая его от солнечной батареи, сложнее.
Что касается мобильников, то, думаю, 15 Вт батарея их прокормит всех, без ограничений.
Trianon писал(а):
Я этот Ansmann еще в прошлом году присмотрел, как наиболее подходящий вариант.
Лачком его плату бы покрыть от сырости, чтобы параметры не поплыли. И будет гарный походный девайс.
Trianon писал(а):
И отдельное спасибо за продвижение данной темы в сети! Без инфы с вашего сайта у меня бы вряд ли что-то путнее придумалось и получилось.
Да, пожалуйста. Но интереснее, когда проверите в "боевых условиях", все плюсы/минусы проявите, а потом в виде статейки людЯм здесь представите. Народ будет доволен.
(А с оформлением статьи я помогу.)
Trianon писал(а):
P.S. Еще раз голосую за 12В литий-ионный буфер на 5-7 ач и выходом на автозарядку!
Думаю. Получается от 15 до 19 Ач, при весе около 1.2кг.
Добавлено: Вт 10 Мар, 2009 18:48 Заголовок сообщения: Покритикуйте решение
Цитата:
Пока попробуем обойтись 4.5 и разъяснительной работой на предмет "тот, кто крутит музыку на мобильниках - заряжается в ближайшей деревне"
А смысл? СБ дает в среднем 65вт*ч в день(в Карелии), а аккумулятор через который собираетесь все прогонять в течении дня имеет только 54вт*ч. При этом в 0 его разряжать не рекомендуется. Т.е. 30-50%% потеряете.
Запас на непогоду под вопросом.
Ток и заряда и разряда будет большим по отношению к емкости.
Если потребности менее 25-30 вт*ч в день - можно и так.
Если больше - от 7АЧ и выше.
Добавлено: Вт 10 Мар, 2009 19:42 Заголовок сообщения:
Цитата:
СБ дает в среднем 65вт*ч в день(в Карелии)
Оочень оптимистичные цифры. Она, может и дает, но только в солнечный день и поворачиваемая постоянно мордой к солнцу. На кате она будет просто лежать сверху на грузе, а солнце в зените не постоянно. Плюс любая мало-мальская облачность снижает КПД в разы, если не в десятки раз. При таком раскладе 7ач будет заряжаться два дня. Первоочередная наша потребность - заряжать 3-4 рации на литий-ионных батареях 7.4В 1200-1500 мАч. Мобильники - дело третье, по остаточному принципу.
Добавлено: Чт 12 Мар, 2009 2:38 Заголовок сообщения:
Цитата:
поворачиваемая постоянно мордой к солнцу. На кате она будет просто лежать сверху на грузе, а солнце в зените не постоянно.
А цифра средняя по инсоляции и батарее.
Начнем с начала http://solar-battery.narod.ru/meteo.htm
Месячные суммы суммарной солнечной радиации в Петрозаводске на гооризонтальную панель за июль+ август 157.7 +109,6 = 267.3
или 8.35 кВт.ч/м2 в среднем в день т.е. на СБ номинальной мощностью 15 вт примерно 125 вт*ч с учетом КПД. Ну, поскольку мы не сможем все время и при любой освещенности собирать энергию -50% примерный максимум. В среднем. Если на пару часов вытаскивать - будет меньше.
Цитата:
При таком раскладе 7ач будет заряжаться два дня.
Даже если и так - нормально. Не надо SLA в 0 разряжать каждый день - может сдохнуть безвременно.
Цитата:
Первоочередная наша потребность - заряжать 3-4 рации на литий-ионных батареях 7.4В 1200-1500 мАч
.
Примерно 50-80 вт*ч. Это каждый день? Рации кстати какие?
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2820 Откуда: Москва
Добавлено: Чт 12 Мар, 2009 6:29 Заголовок сообщения:
Чтобы не путаться в циферках, предлагаю такую метОду расчёта, сколько энергии сможет отдать реальная солнечная батарея за день.
1. Берём месячную инсоляцию из таблицы. (Для Петрозаводска, см. выше, 157 кВтч/м2. Округляю до 150кВтч/м2)
2. Делю на количество дней в месяце. (150/30=5кВтч/м2 в день)
3. Т.к. "стандартные условия" - это 1кВт/м2, то поделив 5кВтч/м2 на 1кВт/м2, получим сколько часов при стандартном освещении должна работать батарея, чтобы выработать столько же энергии, сколько за весь день в реальных условиях той местности.
Т.е., в нашем случае 5/1=5 часов.
4. Теперь эти 5 "стандартных" часов просто умножаем на мощность нашей солнечной батареи. Например, показанная выше, солнечная батарея 15Вт выработает 5*15Вт=75 Втч.
При таком подходе не нужно ломать голову с площадями, КПД и т.п. Мы получаем "стандартные" часы в день и просто умножаем их на известную (паспортную) мощность солнечной батареи.
Зарегистрирован: Mar 23, 2008 Сообщения: 2820 Откуда: Москва
Добавлено: Чт 12 Мар, 2009 10:18 Заголовок сообщения:
JB писал(а):
вопрос только в том, сколько надо откинуть на сумерки и белые ночи. 5-10%% или больше?
А сколько прибавить если ориентировать на солнце?
А на затянувшуюся плохую или хорошую погоду?
Расчёт-то чисто оценочный, точность процентов в 30...50 уже неплохо. Так что единицами процентов можно просто не заморачиваться.
Добавлено: Чт 12 Мар, 2009 17:53 Заголовок сообщения:
Спасибо всем ра засчеты - полезное знание. Слово "инсоляция" я всегда буду вспоминать, сидя под дождевиком в Пермской области в начале мая. Шутка.
Рации - Кенвуды 450 и Есу 7. Буду, по возможности, их подзаряжать каждый вечер, чтобы не сдохли неожиданно днем. Тем более, в Кенвуде сильно брехливый индикатор зарядки. По опыту, рации живут от своей батареи в среднем 2 дня в режиме low. При переключении на high, что тоже не исключено, - день.
Добавлено: Пт 13 Мар, 2009 11:53 Заголовок сообщения:
Цитата:
А сколько прибавить если ориентировать на солнце?
А на затянувшуюся плохую или хорошую погоду?
Расчёт-то чисто оценочный, точность процентов в 30...50 уже неплохо.
Расчет конечно оценочный, но пренебрегая перечисленным можно промахнуться и гораздо больше.
У нас стиль "неспортивный" и возможности возиться с СБ больше.
Почти всегда, например, подкручиваю на солнце. Сколько это дает видно по той же ссылке. И дневок 2/3. При этом получается использовать примерно 40-60% возможного в среднюю погоду (по потребностям) и до 100% при затянувшейся плохой (с ограничением потребления и используя запас аккумулятора)
Проценты на глаз конечно.
10 вт СБ и 12*4,4 АК для нас пока хватало (6*4,5 Ак было мало) при потреблениии в среднем 15-25 вт*ч в день (5 лет). Погода бывала разная, в т.ч 2 раза очень плохая весь поход. Карелия.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прилагать файлы к сообщениям Вы можете скачивать файлы
Форум Mobipower.ru - о солнечных батареях, аккумуляторах, зарядных устройствах, самоделках