Небольшой отчёт по результатам автомобильных "джиперских" покатушек по Карелии и Кольскому. Использовались продукты, представленные на сайте www.vampirchik-sun.nm.ru - накопитель "Вампирчик-Литий", солнечные батареи, стабилизатор.
Поделиться этой страницей в:
На днях вернулся из покатушек на джипах по Карелии и Кольскому п-ву. Впечатлений хватает, но в данной заметке коснёмся, в основном, использования "Вампирчика" в автомобильном походе, поскольку он оказался на удивление полезным.
Ещё перед поездкой были большие сомнения, брать ли вообще "Вампирчик", солнечную батарею и стабилизатор в эту поездку. Ведь в машине всегда можно зарядиться от 12В аккумулятора. Как показала практика, сомнения были напрасными – "Вампирчик" оказался востребованным и использовался "по полной".
Что было взято:
·"Вампирчик-Литий",
·Солнечная батарея SC-11/12 (11Вт 12В) от компании SanCharger,
·Понижающий стабилизатор,
·Мультиметр, провода.
Надо заметить, что стабилизатор у меня уже давно используется только для зарядки сотового телефона в автомобиле, что он исправно и выполнял в данном походе, в общем, заменял стандартный адаптер в прикуриватель. Задача достаточно простая и писать о ней здесь больше нечего.
Основной же "рабочей лошадкой" оказался именно "Вампирчик". С его помощью заряжались аккумуляторы фотоаппаратов, питался автомобильный трансмиттер, заряжался аккумулятор мобильного жесткого диска для хранения фотографий.
Как уже сказал, опасения, что "Вампирчик" окажется лишним оказались напрасными по нескольким причинам.
Во-первых, выполнять зарядку в скачущем по кочкам автомобиле, мягко говоря, неудобно, а когда автомобиль на стоянке и его двигатель отключен, то и в разъеме прикуривателя напряжения нет, поэтому запас энергии, накопленный в "Вампирчике", оказывался весьма кстати.
Во-вторых, как только мы отходим от автомобиля, то зарядиться можем лишь от того, что имеем с собой – всегда удобно иметь "в кармане" запас электричества для экстренной подзарядки. Мы уже не привязаны к машине.
Режим работы "Вампирчика" была таким – в поездке он постоянно заряжался от автомобильного прикуривателя и одновременно питал трансмиттер, а на стоянках заряжал аккумуляторы фотокамер или других потребителей.
Выглядело это примерно так.
Замечу, что одним из основных достоинств "Вампирчика" было именно его универсальность, т.е. если обычные адаптеры в прикуриватель работают только со своим устройством, то "Вампирчик" можно было настроить для питания "чего угодно".
Например, тот же трансмиттер, как выяснилось, не хотел работать от прикуривателя, палил предохранитель из-за какого-то внутреннего "коротыша" (разбираться с этим "в поле" было недосуг), но при этом он нормально работал от "Вампирчик", чем мы с успехом и пользовались, имея музыку в салоне во время длинных перегонов.
Эта же универсальность, как возможность настроить ток и напряжение, позволяла зарядить любые Li-Ion аккумуляторы от фотокамер. В большой компании, всякое может случиться, вот и у нас, один из участников забыл дома зарядник для своего фотоаппарата. В результате, он весь поход заряжался исключительно от "Вампирчика".
Напряжение с "Вампирчика" подавалось непосредственно на клеммы "+" и "-" аккумулятора. Провода соединялись с аккумулятором при помощи обычной резинки, в общем, то, что оказалось под руками, то и поставили.
По зарядке Li-Ion аккумуляторов нужно сказать несколько слов дополнительно.
В инструкции к "Вампирчику" для зарядки таких аккумуляторов рекомендуется выставлять напряжение равное максимальному зарядному, т.е. аккумуляторы на 3.7В нужно заряжать источником с напряжением не выше 4.2В. Это верно, но при этом ток заряда обычно не превышает 200…300 мА, поэтому зарядка может идти достаточно долго, до пяти-шести часов.
Да, этот режим безопасен и "комфортен" для аккумуляторов, которые "не любят" больших зарядных токов, но когда нужно быстро зарядить аккумуляторы, например, чтобы закончить фотосессию, приходилось использовать режим быстрой зарядки.
Для этого на "Вампирчике" выставлялось напряжение заведомо больше допустимого (вместо 4.2 В ставил 5.4 В) и ограничитель тока выставлял в положение 0.5 А, при этом "Вампирчик" заряжал аккумулятор током около 0.6 А. Но в данном режиме необходимо самому следить за напряжением на аккумуляторе, т.к. его легко перезарядить и испортить. Обычно я просто брал мультиметр и измерял напряжение на клеммах аккумулятора. Когда оно поднималось до 4.2 В прекращал зарядку и продолжал фотосессию, либо переводил "Вампирчик" в стандартный режим медленной зарядки, чтобы "забить" аккумулятор под завязку.
Иногда, такую быструю зарядку приходилось делать буквально на коленках, как на фото ниже.
Быстрая зарядка аккумулятора при одновременном контроле напряжения на нём.
Также, "Вампирчик" заряжал и накопитель на жестком диске через стандартный USB кабель.
Никаких особенностей в зарядке здесь не было. Накопитель подключался либо к ноутбуку, либо если тот был недоступен, к "Вампирчику".
Солнечная батарея в автомобильных походах не слишком нужна, особенно, когда едет несколько машин и нет долгих стоянок. Да, на длительной стоянке от неё возможно подзаряжать автомобильный аккумулятор, но в движении, этот аккумулятор и так всегда полон, а в экстренных случаях всегда можно "прикуриться" от соседней машины.
Но если планируются какие-то радиальные выходы, то солнечная батарея будет весьма полезна. В данной поездке солнечная батарея была использована для экстренной зарядки аккумулятора фотоаппарата при недоступности автомобильного. Впрочем, это можно было выполнить и с помощью "Вампирчика".
Ради любопытства были также измерены параметры солнечной батареи при плохой погоде – солнце, конечно проглядывало сквозь тучи, но находилось достаточно низко над горизонтом.
Хмурое утро
Вот, что выдавала батарея при таких условиях.
Выходное напряжение солнечной батареи.
Ток короткого замыкания солнечной батареи.
Ток зарядки "Вампирчика"от солнечной батареи.
Выходное напряжение без нагрузки 16В, ток короткого замыкания 0.1А, ток зарядки "Вампирчика" 70 мА, т.е. в аккумуляторы "Вампирчика" поступало чуть больше 200 мА, что позволит полностью его зарядить примерно за 22 часа.
Раз уж речь зашла о солнечных батареях, стоит упомянуть о том, что они встретились нам на Кольском п-ве в каком-то поселке на берегу моря, где они питали местное почтовое отделение. При этом весь посёлок обеспечивался электричеством от дизельного генератора.
На фоне полной разрухи кругом, эти продукты "высоких технологий" смотрелись инопланетянами. Кстати, ветряк, показанный на снимке, уже был сломан, а солнечные батареи продолжали работать. Это к вопросу о надёжности разных видов генераторов электричества.
Выводы:
·"Вампирчик" оказался универсальным рабочим инструментом, который позволял решить большинство задач зарядки мобильной электроники именно в полевых условиях.
·Универсальность даёт свободу, но при этом важно, чтобы пользователь понимал, что он делает, поскольку задав недопустимые параметры, можно спалить свои гаджеты.
·В автомобильном походе "Вампирчик" питается в основном от прикуривателя, в любых других, основным поставщиком электричества для него будут солнечные батареи.
·В "Вампирчике" было бы очень полезно иметь встроенный вольтметр и амперметр, считывать показания с которых гораздо удобнее, чем с отдельного мультиметра. Заодно, избавляемся от 200 г лишнего веса и возни с проводами.
·Хотелось бы, конечно, иметь возможность автоматической быстрой зарядки литиевых аккумуляторов, но, думаю, требовать это от разработчиков пока преждевременно.