Пример конструкции самодельной складной солнечной батареи на кристаллических фотоэлементах. Куча фотографий.
Поделиться этой страницей в:
В батарее были использованы четыре сборки из кристаллических фотоэлементов, приобретённые на сайте www.vampirchik-sun.nm.ru. Каждая номинально давала приблизительно 2.2В, 0.7А.
Внешний вид солнечной батареи показан на фото ниже.
Вид сзади
Батарея имела выходное напряжение до 10 В. Вольтметр на фотографии показывает напряжение, которое она даёт при сильной облачности, когда всё небо полностью затянуто тучами.
Батарея состояла из 4-х секций, которые складывались в книжку. Крепление между пластинами было выполнено с помощью пружины от старых календарей, или тетрадей.
Каждая пара пластин имела отдельный выход. И их можно было подключать либо последовательно для получения большего напряжения либо параллельно, если нужен был больший ток, например, при зарядке от 1 до 3...4 пальчиков АА, либо использовать независимо.
Выводы солнечных элементов после пайки были герметизированы клеем, поэтому дождь такой солнечной батарее не страшен, хотя, разъёмы, конечно же желательно беречь от влаги. Сами же провода прекрасно расположились внутри витков пружины-шарнира. Для дополнительной надёжности провода в пружине были пропущены в трубке.
Как известно, кристаллические фотоэлементы не терпят грубого обращения и ударов. Для их защиты был использован материал, который применяется при изготовлении рекламных конструкций. Он представляет собой трёхслойную панель, наружные слои которой сделаны из алюминия, а середина заполнена пластмассой. На рисунке ниже это хорошо видно. Он довольно лёгкий и при этом прочный, практически не гнётся, особенно при таких небольших размерах.
Для установки ламината с фотоэлементами, алюминий и пластик с одной стороны срезались по размеру ламината и в получившееся углубление вклеивался ламинат. Получилась достаточно жесткая и легкая конструкция. Да и внешний вид неплохой.
Напоследок, фотография из похода в Карелию в 2008 г. На фото видно, как от солнечной батареи питается универсальный зарядник типа "лягушки", который "в норме" подключается к прикуривателю автомобиля. Напряжения, что даёт солнечная батарея, вполне хватает для его нормальной работы.
В общем, получилась вполне рабочая и надёжная конструкция. И, несмотря на то, что были использованы хрупкие кристаллические элементы, её вполне безопасно брать с собой на природу.
Немного дополнений от автора батареи.
Общий вес конструкции не замерял, но около 400-500 гр. (В настоящее время взвесить не представляется возможным, в связи с убытием её вырабатывать, частным образом, эл.энергию в Душамбе. У них там перебои в электроснабжении, а средствами радио и связи пользоваться хочется :)
Ламинат с фотоэлементами клеился на эпоксидку, ей же заливались все открытые контакты "... и дождь, и снег ей были нипочём" (снега, конечно, не было (в августе), но воду лучше было смахивать - увеличивался ток). Скапливаться и впитываться воде было негде, поэтому батарея шла привязанной к байдарке, оставалась под дождём. Пряталась только электрическая часть с заряжаемыми устройствами.
Контакты после пайки в разъёмах надо действительно чем-то заливать – "раз и навсегда" и ничего им не будет.
Все четыре пластины были соединены последовательно. Один выход непосредственно прямо с пластин, другой через диод, который также прекрасно расположился в центральной трубке внутри пружины-шарнира.
На холостом ходу max фиксировал 12 В с небольшим, а вот ток не больше 400 мА, что заряжало через авто-"лягушку" аккумуляторы сотовых, фотоаппарата, до 6 шт. АА и ААА (в порядке живой очереди, по предварительной записи ;) Полностью аккумуляторы заряжать не получалось (много было желающих) но за 3-4 ч. залива, фотоаппарат, сотовые с МР3 работали по 1-3 дня.
В начале похода переживал за хрупкость конструкции, но на практике она многое выдержала: падения, удары, сжатие с обеих сторон пластин. Витые пружинки от тетради (69 листов) практически не позволяли пластинам соприкасаться (амортизировали), если только при сильном сжатии, и на деле это ни к чему плохому не привело – пластины соприкасались равномерно.
По периметру солнечной батареи были сделаны отверстия для её крепежа (подвеса).
Обращаюсь к автору, данной солнечной батареи. Андрей, прокомментируйте пожалуйста, написанное. Может быть что-то хотите добавить? И, кстати, как называется трёхслойный материал для панелей, и где его можно приобрести?
Что от них заряжалось. В каких условиях, с какой скоростью и т.д.
1. А каков вес конструкции? Примерно такую мощность дают 5-6 элементов старых гибких солнечных батарей с того же сайта. И весит это около 350-400 грамм...
2. Как показали себя разъемы, и если хорошо - как называются и где покупались? :)
Вес должен быть где-то 400-500г. (Точнее пусть напишет автор сей конструкции. :)
Но мощность она даёт как 8...9 мелких гибких фотоэлементов, а не 5...6.
Разъёмы кто ругает, кого устраивают. Думаю, надо получше закреплять контакты после пайки (термоусадкой, герметиком), чтобы не шевелились, тогда надёжность будет достаточная для многих. Такие же используются в батареях SanCharger'а. Это стандартный разъём питания 5.5х2.1мм.
Купить в Москве можно, например, в "Буром медведе" www.brownbear.ru или в других магазинах или на рынке. Это не дефицит или экзотика.
Спасибо за вынесенное для обозрения общественности творение. Самостоятельно так грамотно изложить и преподнести, наверное, не получилось бы. Пояснить как называется материал, на основе которого была собрана батарея, не могу, т.к. не знаю. Указано правильно, что «материал, который применяется при изготовлении рекламных конструкций». Ещё немного осталось - для других поделок :) Он довольно лёгкий и при этом прочный, практически не гнётся, особенно при таких небольших размерах. Альтернатива ему, даже не знаю есть какая другая или нет - не встречал. Общий вес конструкции не замерял, но около 400-500 гр. В настоящее время взвесить не представляется возможным, в связи с убытием её вырабатывать, частным образом, эл.энергию в Душамбе. У них там перебои в электроснабжении, а средствами радио и связи пользоваться хочется :) Текстолит с ФЭП клеился на эпоксидку, ей же заливались все открытые контакты "... и дождь и снег ей были непочём" (снега, конечно, не было (в августе), но воду лучше было смахивать - увеличивался ток). Скапливаться и впитываться воде было негде, поэтому она шла привязанной к байдарке, оставалась под дождём. Пряталась только электрическая часть с заряжаемыми устройствами. Контакты после пайки в разъёмах надо действительно чем-то заливать – «раз и навсегда» и ничего им не будет. Все четыре пластины были соединены последовательно. Один выход непосредственно прямо с пластин, другой через диод, который также прекрасно расположился в центральной трубке внутри пружины-шарнира. На холостом ходу max фиксировал 12 V с небольшим, а вот ток не больше 400 мА, что заряжало через авто "лягушку" аккумы сотовых, фотоаппарата, до 6 шт. АА и ААА (в порядке живой очереди, по предварительной записи ;) Полностью аккумы заряжать не получалось (много было желающих) но за 3-4 ч. залива: фотоаппарат, сотовые с МР3 работали по 1-3 дня. В начале похода переживал за хрупкость конструкции, но на практике она многое выдержала: падения, удары, сжатие с обеих сторон пластин. Витые пружинки от тетради (69 листов) практически не позволяли ФЭП соприкасаться (аммортизировали), если только при сильном сжатии, и на деле это ни к чему плохому не привело – пластины соприкасались равномерно. По периметру СБ были наделаны отверстия для её крепежа (подвеса).
Андрей, спасибо за дополнения, я их почти все внёс в статью.
Самодельная солнечная панель 18В за 105$ Разместил: nevil Дата: 25.09.2011
В этой статье очень хорошо рассмотрено принцип создания, но хочется больше деталей. Вот нашел хороший пример, в формате ПДФ, может кто-то по ней уже делал?Самодельная солнечная панель 18В за 105$. Поделитесь своим мнением А вообще спасибо за этот интересный материал:)