Ковыряя (точнее, реверсируя схему) пультик от китайского вертолета (SYMA VISION S010, 3CH) обнаружил там любопытную схему заряда аккумулятора вертолета. Вообще, обычно зарядники из таких пультов критикуются за предельное удешевление и несоответствие требуемому режиму заряда Li-Ion/LiPo аккумуляторов, что приводит к их быстрому издыханию, но эта схема вполне соответствует стандартному режиму CV/CC с отсечкой по падению тока.
Итак, как оно работает?
Прежде всего — собственно CV/CC источник. Он собран на VT3, VT4, VD1. В принципе, схема достаточно простая и очевидная. Делитель R6R7 задает выходное напряжение (ахтунг, оно выставлено на 4.6В — т.к. в самом вертолете аккумулятор подключен к разъему зарядки через диод, во избежание бабаха при случайном замыкании его пинов, при подключении аккумулятора напрямую необходимо пересчитать делитель на 4.2В), R8 — ограничение тока (примерно 0.25А). Приятная мелочь — шунт (R8) компенсирован, так что в CV режиме оно держит напряжение с неплохой точностью.
Чуть интересней сделана схема управления и индикации. В нее входит VT1 — ключ, включающий источник и индикатор зарядки и управляющая схема на VT2. Она выполняет одновременно несколько задач.
Первая задача — слежение за током и отключение при его падении ниже порога. Ток замеряется на все том же шунте R8, но, поскольку напряжения на нем при токе отключения (10-20% от тока CC режима) недостаточно для открытия транзистора — база VT2 дополнительно смещается вверх через R3. Светодиод HL1 при этом выполняет роль стабилизатора напряжения смещения, делая схему нечувствительной к напряжению питания. Как только ток через аккумулятор упадет ниже порога, определяемого R3 и R10 — VT2 закроется, закрывая и VT1. Источник зарядного тока при этом отключается, как и источник смещения на HL1 и вся схема защелкивается в отключенном состоянии.
Вторая задача — включение источника при подключении аккумулятора. Здесь все довольно просто — скачок напряжения на выходе, вызванный подключением аккумулятора, через цепь R9C4 открывает VT2. Это приводит к включению источника, и если ток через аккумулятор выше порога — то сигнал с R8 поддерживает VT2 в открытом состоянии. Конденсатор C2 запускает источник при подаче питания на схему — на тот случай, если сперва подключили аккумулятор, а затем подали питание на зарядник. Опять же, если ток через аккумулятор будет выше порога — то сигнал с R8 удержит зарядник во включенном состоянии, иначе он снова выключится, как только C2 зарядится.
Какую функцию выполняют C1 и C3 — не знаю. C5 — скорее всего для того, чтобы источник зарядного тока не самовозбуждался. По питанию — схема работоспособна где-то от 5.5-6В, сам пульт питается от шести пальчиковых батареек. Максимальное напряжение ограничивается рассеиваемой на VT3 мощностью, минимальное — падением напряжения на нем и R8.
--------
Схема нами не проверялась. Также обратите внимание, что при заданных номиналах R6R7 она заряжает до 4.6В, а надо до 4.2В, т.е. необходимо пересчитать этот делитель напряжения. (Прим.Ред.)