Размышления о хорошем свете
Дата: 13.12.2010
Раздел: Освещение



Данной статьёй мы открываем новый раздел сайта - освещение, куда будем выкладывать материалы, которые показались интересными для построения и использования источников света в походных условиях.
Эта статья описывает общие подходы к освещению стоянки с точки зрения одного из разработчиков таких изделий.
Часть.1.





Бивак, бивуак (от фр. Bivouac) - место
расположения людей на отдых и ночёвку
в условиях естественной природной среды.
Википедия


Самодельное бивачное освещение. Снято без вспышки в походе на Ладоге.

В первой части этой статьи попробую сформулировать требования к "правильному" бивачному освещению, которые я определил для себя.

В соответствии с ними я постарался собрать универсальную систему освещения бивуака, чтобы она была бы хороша и на рыбалке, и в автомобиле, и на пикнике с большой компанией. Описание этой системы будет во второй части статьи. А пока, давайте сформулируем общие подходы к построению такой системы.

Правило 1. Света много не бывает.

Как правило, естественное дневное освещение, которое комфортно для наших глаз, в сотни и даже тысячи раз интенсивнее, чем искусственное. Фотографы и физики меня поймут, остальным придется поверить. Поэтому, чем более ярко освещена стоянка, тем лучше. Если Вы, конечно, ни диверсанты или свет не мешает интимной атмосфере. Все равно, так же ярко, как днем - не получиться, будут другие ограничения: по мощности, по весу снаряжения, по его стоимости.

Правило 2. Лучшее освещение - светодиодное.

Речь, конечно, про электрическое освещение - газовые фонари, свечки, факелы, костер или Луну со звездами не рассматриваем.

Светодиодные лампы, которые могут использоваться в источниках света в туристических светильниках в походе

Во-первых, у светодиодов одна из самых высоких светоотдача на потребленный Ватт мощности. Т.е. при одинаковой с другими  лампами  потребляемой мощности они дают больше света. Светоотдача диодов в 5 и более раз выше, чем галогенных ламп и сравнима с люминесцентными и натриевыми лампами. Но последние имеют стеклянную колбу, которую легко разбить, что в походе большой минус. Натриевые, вдобавок, не бывают малой мощности и свет их далек от идеально белого (посмотрите на уличные фонари).

Даже если у Вас мощности избыток, и, вроде бы, энергоэффективность лампы не важна (например, Вы приехали на машине), но электричество мы берём из аккумулятора, который надо где-то подзаряжать на природе, т.е., например, периодически запускать двигатель авто. И чем прожорливее лампа, тем чаще придется это делать. И хорошо, если она еще не посадит аккумулятор так, что и завестись не получится.

Поэтому, экономичность актуальна даже в городе, а уж на природе, тем более.

Во-вторых, светодиоды и светильники на их основе компактны, легки, не боятся падений, тряски, мороза и жары, повышенной влажности.

В-третьих, светодиоды имеют самый долгий срок службы - 30 000-100 000часов. При этом они не перегорают внезапно, как лампы со спиралью, а плавно ухудшают свои характеристики к концу срока службы. Но при этом продолжают светить!

Правило 3. Даже хорошим фонарем стоянку не осветишь.

Если точнее - хорошо не осветишь. Классический фонарь предназначен, в основном, для освещения дороги при передвижении или изучения обстановки вдали от себя. Для этого он должен светить вдаль узким ярким пучком.

Хорошее же бивачное освещение наоборот должно заливать пространство по возможности равномерно, без контрастов и резких теней, светить как можно шире. Из практики: подвесной светильник должен светить в угол 60° или больше.

Правило 4. Светильник должен быть закреплен выше уровня глаз.

Это логично следует из правила №3. Если светильник у нас светит широко, то при его низком размещении, например, на столе, он будет светить в глаза и утомлять их.

Если настольный светильник не светит вверх, в глаза сидящим вокруг людям, то, значит, лица не освещены, то есть, имеем локальные контрасты освещения и темные, неосвещенные зоны. Это может быть и прибавит романтики: лица дам при таком свете становятся красивее и загадочнее, небритые морды мужчин - мужественнее, но мы-то сейчас больше о зрительном комфорте рассуждаем. А для компенсации пропавшего романтического эффекта, в соответствии с бородатым анекдотом, можно и 100 грамм лишних выпить.

Правило 5. Крепим, где смогли - светим, куда нужно.

Крепление самодельного светодиодного фонаря в салоне автомобиля

Во-первых, конструкция крепления светильника должна позволять нам вешать его, в идеале, на что угодно. В реальности, хорошо, если можно его крепить на ветку или ствол дерева, жердь или  край доски навеса, сучёк или гвоздь, тент, натянутую веревку. Для автомобилистов - на руль, ручки, багажник, на лобовое или боковое стекло.

Во-вторых, конструкция светильника должна позволять регулировку направления светового пучка в нужную сторону.

В-третьих, светильник не должен раскачиваться ветром, то есть просто подвесить светильник за петлю или крючок -  плохой вариант.

Правило 6. Много маленьких лампочек лучше, чем одна большая.

Много светильников малой мощности, развешенных на некотором расстоянии друг от друга, дадут более равномерный, и, субъективно, более яркий свет, чем один мощный светильник в центре. Проверено практикой.

Так как в походе электроэнергии почти всегда не хватает, хорошо, если есть возможность регулировать освещённость, уменьшая её в целях экономии. Это можно сделать либо за счёт отключения лишних ламп, либо за счёт снижения тока в лампе (кстати, такой способ хорош только для светодиодов, так как они почти не меняют КПД при уменьшении тока, т.е. их яркость прямо пропорциональна току). Для бивуака проще первый способ. Собралась большая группа - включили всё по максимуму. Осталась пара самых стойких у стола - погасили половину, если, конечно, вспомнят.

Кроме того, появляется гибкость в выборе нужной конфигурации. Пошли в поход большой компанией - взяли много светильников, поехали на рыбалку с другом - одной-двух лампочек достаточно будет.

Для одиночного же фонаря регулировка яркости возможна только через изменение его тока. Но это усложняет схему и даёт дополнительные потери.

Правило 7. Для нескольких светильников лучше использовать один аккумулятор.

Правило немного спорное, потому что, в этом случае, светильники будут соединены общим проводом, что менее удобно, на первый взгляд. Но…

- Удобнее зарядить один аккумулятор, чем много маленьких.

- Если мы питаемся от переносной солнечной батареи, то в качестве накопителя для нее часто используется герметичный (гелевый) свинцовый 12В аккумулятор. Система с общим проводом и 12-ти вольтовыми светодиодными лампами подключается к такому аккумулятору напрямую и потери минимальны. А переливать заряд в несколько маленьких аккумуляторов - это значит потерять от четверти до половины, а то и больше дефицитной солнечной энергии.

- Все светильники сидят на одном проводе - меньше вероятности, что потеряются при сборах лагеря.

Несколько тезисов бессистемно.

Лучше, если корпуса светильников будут ярких, заметных как в темноте, так и при солнечном свете цветов.
А вот для производителей и продавцов фонарей лучшая окраска - камуфляж. Такие фонари легче теряются, а, значит, увеличиваются продажи. Может, поэтому такая раскраска чаще всего и рекламируется?


Удобно, если система имеет общий выключатель, а также, если есть возможность отключать светильники по отдельности.

Хорошо, если все это компактно складывается в какой-нибудь общий кофр, удобный для переноски и хранения, как в рюкзаке, так и в багажнике.

Удобно, если систему можно подключить через гнездо прикуривателя и длина шнура не меньше 4-5 метров. Тогда, подключив один светильник, мы получаем удобную автомобильную переноску, которую легко закрепить как в салоне, так и снаружи автомобиля.

Светодиоды суммарной мощностью 12 Вт дадут столько же света,  как 2 фары ближнего света, но потребляют до 10 раз меньший ток. При ёмкости аккумулятора 60 А*ч за ночь (12 часов) светодиоды разрядят его всего на 20%. Но все же лучше использовать отдельный маленький гелевый аккумулятор на 4-9 А*ч, что бы не быть привязанным проводами  машине.

К сожалению, кроме отдельных фонарей, я не смог найти удобную готовую систему освещения, как ни старался. Пришлось выдумывать и делать самому. О том, что из этого получилось, можно  прочитать во второй части статьи или посмотреть в интернет-магазине mobilpower.ru.


Я буду благодарен за любые пожелания и конструктивную критику, как самой системы, так и этой статьи, а так же информацию о готовых подобных системах. Писать мне можно сюда http://mobilpower.ru/contact_us.php . Либо обсудить данную тему на форуме сайта www.mobipower.ru.

Автор: Александр Носов.       05.12.2010 г.

Все статьи на сайте разрешены к копированию, но с обязательным указанием ссылки на нас www.mobipower.ru.






Реклама:





Это статья с сайта: Всё о мобильной энергии - солнечные батареи и другая электроника для туристов
http://www.mobipower.ru

URL этой статьи:
http://www.mobipower.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=360