Водный поход по Северной Карелии, 2009 г. Использование гибкой солнечной батареи 6В 1А в водном походе. Автор Волков Олег.
Поделиться этой страницей в:
Любители путешествий наверняка знакомы с программой OZI, версии которой есть как для больших компьютеров, так и для их младших братьев - КПК. Про OZI всегда вспоминаешь, когда качаешь из интернета 500-метровки, чтобы, по традиции, напечатать карты на принтере и заламинировать...
КПК лежал дома уже который месяц без дела. И тут подумалось, может и не нужно зря переводить бумагу и картриджи цветного лазерника? Подуматься-то подумалось, да вот когда вспоминаешь про время автономной работы этой игрушки становится настолько грустно, что ...
В итоге проводим тестирование КПК и видим, что в режиме с запущенным OZI его хватает часа на 4 максимум. И это при комнатной температуре. Но не всё так плохо. КПК умеет засыпать, это делается нажатием одной кнопки. В результате делаем следующее: включаем автозасыпание через 1-2 мин, выключаем пробуждение при нажатии на любую кнопку кроме кнопки включения, настраиваем автозапуск OZI при нажатии на одну из кнопок.
А что дальше? А дальше всё - надо купить кучу фирменных аккумуляторов, или ... В интернете находим упоминание о солнечной батарее. Конечно пока сам не попробуешь, доверия к таким новшествам много испытывать не будешь. Берут сомнения: - А что если не будет солнца? - А что если вообще пойдет дождь? - А что если будет холодно? - А что если ... ..... - Какую выбрать? - Сколько и какие приборы понадобятся? - ...
В итоге решаем пойти самым экономичным путем. Берём:
1. Самую компактную и дешевую батарею SC-6/6. 2. Свинцовый герметичный аккумулятор на 6В, 1200 мАч. 3. Переходник на автомобильный прикуриватель. 4. Стандартную автомобильную зарядку для КПК. 5. Сам КПК (Fujitsu-Siemens). 6. Герметичный чехол (поход то водный). 7. Шнурок на шею.
Тест прошел весьма успешно. КПК умудрялся заряжаться даже по ночам. (белым ночам. Прим.ред.) Батарея выставлялась для зарядки буферного аккумулятора сразу же по прибытию на место и собиралась в последний момент. При плохой погоде КПК заряжался за несколько часов в спящем режиме. Полного выключения КПК не требовалось.
Однако есть несколько нюансов.
1. При плохой погоде вечером/ночь/утром энергии для заряда КПК может хватать с трудом. В этом случае рекомендуется заряжать буферный аккумулятор во время плавания, закрепив батарею на лодке.
2. Если зарядку от автомобильного прикуривателя присоединить к батарее на 6 В, то КПК будет заряжаться, но в медленном режиме, как при питании от USB. (Это особенность данного конкретного автомобильного адаптера для КПК, который, вообще говоря, не обязан был даже работать при столь низком входном напряжении, ведь он рассчитан на 12В. Прим.ред.)
3. При очень хорошем заряде буферного аккумулятора КПК может на некоторое время переходить в режим быстрого заряда. Переходы заметны по яркости экрана КПК.
4. КПК (Fujitsu-Siemens) может заряжаться только во включенном состоянии или в спящем. В выключенном - не может.
5. При старте (из полностью выключенного состояния) КПК требует весьма большой ток, который при питании от полностью заряженной буферной батарее и подключенной к ней солнечной батарее не хватает даже на ярком солнце.
6. Мой КПК любил пробуждаться при втыкании или отсоединении зарядки (обязательно надо настроить автозасыпание).
В связи с последним замечанием рекомендую иметь запасной заряженный аккумулятор для КПК. Если его нет, то ни при каких обстоятельствах не разряжайте батарею КПК ниже уровня 30%. Не забывайте, что батарея КПК теряет ёмкость при холодной погоде. Не оставляйте заряжаться КПК на ночь.
Что делать, если батарея КПК сильно разрядилась? Можно выйти из положения соединив последовательно какие-либо аккумуляторы от различной аппаратуры и подключив к ним зарядку КПК на 2-3 мин. Дождавшись загрузки КПК переведите его в спящий режим, подождите 1-2 мин и быстро переключите зарядку на буферный аккумулятор солнечной батареи. (А можно просто вынуть аккумулятор из КПК, подключить его напрямую к солнечной батарее и подождать некоторое время, которое зависит от яркости солнышка. Здесь важно не перезарядить аккумулятор, т.к. литиевые аккумуляторы не терпят перезаряда. Сколько времени так заряжать можно примерно оценить разделив ёмкость аккумулятора на ток солнечной батареи, либо просто измерять напряжение на нём, чтобы оно не превысило 4.2В, либо периодически вставлять аккумулятор в КПК, чтобы узнать его уровень заряда. Но эти сложности относятся к КПК, которые требуют в начале зарядки тока больше 1А. Многие же КПК нормально заряжаются и при меньших токах. Так что, считаем это особенностью данного КПК. Прим.ред.)
Внимательно контролируйте соединения, в особенности разъем
прикуривателя. Я примотал зарядку к переходнику изолентой, но со
временем она вытянулась и контакт нарушился.
КПК показал себя вполне удобным навигатором, единственный минус - при выходе из спящего режима OZI не хотел видеть навигационник. Приходилось выключать и сразу включать обратно функцию навигации в реальном времени.
Выводы.
1. Гибкая солнечная батарея от SunCharger SC-6/6 компактна, легка и очень удобна в использовании с небольшой буферной свинцовой батареей если все потребители способны заряжаться от 6 В автомобильными зарядками.
2. Крепить батарею на лодку и ничего не бояться (буферный аккумулятор в карман), тогда при любой облачности всегда будет чем зарядить аппаратуру вечером, когда вышел на берег. На берегу всё просушить. (Ну а я бы поберёг солнечную батарею. Конечно, в ней гнить нечему, но при постоянной сырости, возможна электроэррозия (разъедание) проводов, которые находятся под напряжением. Прим.ред.)
Волков Олег Август. 2009
--------------------------------------------------------------------------- Примечания.
1. В статье описан один из наиболее экономичных комплектов для зарядки с точки зрения электроники. Но если, например, заменить свинцовый аккумулятор на пять Ni-Mh пальчиков АА по 2400мАч, то получим ненамного более дорогую, но уже вдвое более ёмкую батарею. Также можно использовать накопитель типа "Вампирчик-Литий" или аналогичный, в котором можно накапливать нужное количество энергии и всегда отдавать столько, сколько требуется для нормальной быстрой зарядки КПК независимо от уровня разряженности встроенных аккумуляторов накопителя.
OZI в качестве навигатора или тестирование солнечной батареи SC-6/6 с КПК. | 4 Комментария
Спасибо за проявленный интерес
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.
Re: OZI в качестве навигатора или тестирование солнечной батареи SC-6/6 с КПК. Разместил: vladlat Дата: 27.08.2009
Завидую белой завистью... А КПК какой? 560?
Re: OZI в качестве навигатора или тестирование солнечной батареи SC-6/6 с КПК. Разместил: vladlat Дата: 27.08.2009
Аккумулятор я бы взял на 4А*ч: на 5 долларов США не стоило бы экономить...
Re: OZI в качестве навигатора или тестирование солнечной батареи SC-6/6 с КПК. Разместил: nik34 Дата: 28.08.2009
Это имеет смысл не столько из-за финансовой стороны дела, сколько из-за того, что при разрядке бОльшим током резко падает ёмкость аккумулятора. Например, если разряжать током 1С (т.е. равным ёмкости), то реальная ёмкость будет примерно ВДВОЕ меньше номинальной.
А аккумулятор, напомню, был 1.2Ач, а разряжался током даже больше 1А.
Re: OZI в качестве навигатора или тестирование солнечной батареи SC-6/6 с КПК. Разместил: vladlat Дата: 30.08.2009
Вы противоречите самому себе: лучше разряжать током 1А аккумулятор в 4А*ч (а фирма SSB выпускает в тех же габаритах 5А*ч - реальная ёмкость будет примерно 3-3.5А*ч и даже 4), чем 1.2А*ч (реальная ёмкость будет примерно 0,7-0,8А*ч).